Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А05-8012/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-8012/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 02 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и        Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания    Теребовой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казённого учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 сентября 2013 года по делу   № А05-8012/2013 (судья Быстров И.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

государственное казённое учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» (далее –Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее – Управление Росфиннадзора) о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений от 29.03.2013 № 24-06-10/614 (далее – оспариваемое предписание).

К участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  на стороне Учреждения привлечено министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее – Министерство).

Решением суда требования удовлетворены частично, оспариваемое предписание признано недействительным в части установления суммы нарушения, превышающей 4 473 058 рублей 29 копеек, и обязанности перечислить Министерству необоснованно отвлечённые сверх необходимой потребности в дебиторскую задолженность средства в сумме 1 346 566 рублей 67 копеек. В удовлетворении остальной части требования отказано.

Учреждение в апелляционной жалобе с решением суда не согласно, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что указанные в предписании нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, нарушение которых вменяется Учреждению, регулируют порядок возврата остатков межбюджетных трансфертов (неиспользованных средств), а не дебиторской задолженности, при этом считает, что остатки межбюджетных трансфертов и дебиторская задолженность имеют различную правовую природу, следовательно, по состоянию на 01.01.2013 Учреждение не имело остатков межбюджетных трансфертов, а имело дебиторскую задолженность. Полагает, что наличие дебиторской задолженности не является нарушением бюджетного законодательства. Считает также, что указанный в предписании способ устранения нарушений в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 15.07.1996 № 1096 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095) не основан на законе, и исполнение предписания в данном случае повлечет нецелевое расходование средств со стороны Учреждения.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию Учреждения. Кроме того, полагает, что, исходя из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), предписание с требованием о возмещении средств может быть вынесено только в случае незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, однако допущенное Учреждением нарушение не квалифицировано Управлением Росфиннадзора в оспариваемом предписании в качестве того либо другого.

Управление Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласно. Считает, что Учреждением в нарушение требований статьи 242 БК РФ, статьи 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – Постановление № 1249), пункта 6 статьи 24 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон № 216-ФЗ) неиспользованные остатки субсидий, профинансированные в 2012 году на расходы, необходимые для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, сверх необходимой потребности текущего года по расчётам с ФГУП «Почта России» в общей сумме 4 473 058 руб. 29 коп. (сумма нарушения уточнена Управлением Росфиннадзора в судебном заседании суда первой инстанции), использованы на финансирование расходов бюджета следующего 2013 финансового года. Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они предоставлены.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, Управлением Росфиннадзора в период с 11.03.2013 по 12.03.2013 проведена проверка правомерного и эффективного использования Учреждением средств, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2012 год. По результатам указанной проверки составлен акт от 01.03.2013. Копия акта получена Учреждением 12.03.2013.

В ходе проверки установлено, что средства субвенций, предоставленных из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 16 785 482 руб. 43 коп. освоены Учреждением в полном объёме. По состоянию на 24.12.2012 на лицевом счёте Учреждения имелись неиспользованные остатки субвенции в сумме 5 819 624 руб. 96 коп., которые перечислены на счёт федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», Предприятие) и по состоянию на 01.01.2013 числились на счёте Предприятия.

На основании результатов проверки Управление Росфиннадзора пришло к выводу, что в нарушение требований статьи 242 БК РФ, статьи 6 Постановления № 1249 средства субсидий, профинансированных в 2012 году на расходы, необходимые для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, сверх необходимой потребности текущего года по расчётам с ФГУП «Почта России» в общей сумме 5 819 624 руб. 96 коп. использованы на финансирование расходов бюджета следующего 2013 финансового года.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель Управления Росфиннадзора Булатов А.Ф. вынес в адрес Учреждения предписание от 29.03.2013 № 24-06-10/614 по устранению выявленных нарушений, согласно которому ему предписано в течение 30 календарных дней с даты получения предписания перечислить Министерству необоснованно отвлечённые сверх необходимой потребности в дебиторскую задолженность и своевременно не возвращённые в федеральный бюджет  по состоянию на 01.01.2013 средства, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, в сумме 5 819 624 руб. 96 коп.

Учреждение не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений принято Управлением Росфиннадзора по результатам проверки в качестве меры принуждения и может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.

В силу положений частей 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Согласно пункту 1 статьи 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Российской Федерации и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии с пунктом 5.14 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учёта, отчёты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий (пункт 5.14.1), проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка), направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.3).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н утверждён Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (её должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. В числе прочего в таком предписании указываются факты выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчётно-платежной операции, совершённой с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение, а также указываются способы (предложения) по устранению выявленных проверкой нарушений.

В соответствии с положениями статей 6, 47, 129 БК РФ межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субвенций (безвозмездных поступлений, не относящихся к собственным доходам бюджета).

Пунктом 6 статьи 130 БК РФ установлено, что операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А05-12114/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также