Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А05-15241/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 02 апреля 2014 года г. Вологда Дело № А05-15241/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 02 апреля 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Козловой С.В. и Шумиловой Л.Ф. при ведении протокола секретарём судебного заседания Пресновой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства на определение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2014 по делу № А05-15241/2012 (судья Гуляева И.С.), у с т а н о в и л:
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (ОГРН 1117746430570; далее – Казначейство) обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2014 об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Чернышевой Нины Сергеевны (ОГРНИП 307290229100032) об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2013 по настоящему делу по иску Чернышевой Н.С. к федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 09703 (ОГРН 1092902002962; далее – Войсковая часть) о взыскании 5402 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.02.2012 по 30.10.2012 и 1500 руб. расходов на оплату услуг представителя. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее – Управление) и в качестве заинтересованных лиц – Управление Федерального казначейства по Архангельской области - отдел № 2 (далее – Отдел), Казначейство. Казначейство с определением суда не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить и разрешить вопрос по существу. Доводы жалобы сводятся к тому, что основанием для возврата взыскателю исполнительного листа явилось представление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в орган Федерального казначейства, в котором лицевой счёт должника не открыт. Поскольку лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации открыт в Казначействе, то взыскатель вправе на основании пункта 10 статьи 242.3 БК РФ обратиться в суд с заявлением о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации. Указывает, что данная позиция подтверждается судебной практикой. Чернышева Н.С. в отзыве на апелляционную жалобу оставляет её разрешение на усмотрение апелляционного суда. Казначейство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Управление Федерального казначейства по Архангельской области в отзыве на жалобу считает её доводы обоснованными. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чернышева Н.С. обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Войсковой части 5402 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.02.2012 по 30.10.2012 и 1500 руб. расходов на оплату услуг представителя. Решением суда от 23.01.2013 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 5331 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 1973 руб. 69 коп. расходов по уплате государственной пошлины и 1480 руб. 35 коп. судебных расходов. В остальной части иска отказано. На принудительное исполнение решения суда 19.02.2013 выдан исполнительный лист серии АС № 002721847. Отдел письмом от 27.05.2013 № 24-02-18/5848 возвратил истцу исполнительный лист, указав в качестве причины возврата отсутствие в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области, в том числе в Отделе, лицевых счетов Войсковой части, и рекомендовал направить документы в Казначейство. Казначейство 10.07.2013 письмом № 95-09-13/16-331 вернуло исполнительный лист истцу, ссылаясь на отсутствие в Казначействе у Войсковой части лицевого счёта и рекомендовало обратиться в суд с заявлением о взыскании денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности, разъяснив, что в случае его удовлетворения исполнительные документы необходимо направить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (город Москва). Чернышева Н.С., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства дела, обратилась в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда по настоящему делу в виде взыскания денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, посчитал его необоснованным. Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом. Как установлено частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 318, частью 3 статьи 319 АПК РФ акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Названные нормы устанавливают возможность обращения в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта в связи с наличием обстоятельств, затрудняющих его исполнение. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учётом всех обстоятельств дела. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.12.2003 № 467-О указал, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта или изменения способа и порядка его исполнения, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела. В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов. Доказательствами по делу в силу статьи 64 АПК РФ являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Предложенный заявителем вариант исполнения судебного акта не может изменить способ и порядок его исполнения, поскольку противоречит статье 324 АПК РФ, Закону об исполнительном производстве, более того, является, по существу, самостоятельным требованием к лицу, не участвующему в рассмотрении иска по данному делу, на что правомерно указано в обжалуемом судебном акте. Действительно, в силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса») основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счёт должника. В соответствии со статьёй 29 Закона № 104-ФЗ он вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Следовательно, с 08.05.2013 органом Федерального казначейства исполнительный лист о взыскании денежных средств за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит возврату организации-взыскателю со ссылкой на отсутствие в данном органе Федерального казначейства лицевого счёта должника. Из материалов дела следует, что первоначально исполнительный лист был предъявлен к исполнению в Отдел, который обоснованно возвратил исполнительный документ, поскольку лицевой счёт должника у него отсутствует. Однако Казначейство не учло, что ему исполнительный документ уже предъявлялся не как территориальному органу казначейства, а как органу казначейства, у которого открыт лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств. Как следует из материалов дела, Войсковая часть является действующим юридическим лицом и у неё не имеется открытых лицевых счётов в органах Федерального казначейства. Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 9647/10, при отсутствии у должника лицевых (расчётных) счётов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счёта главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета. Направление исполнительного листа для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счёта главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета не связано с открытием или неоткрытием там лицевого счёта должника по исполнительному листу, а вызвано необходимостью безусловного обязательного исполнения вступивших в законную силу судебных актов и принципом ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений. По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращён без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счёта в конкретном органе Федерального казначейства. Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счётов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счёта должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчётных) счётов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счёта главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета. Кроме того, с учётом положения пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только в том случае, если не имеется реальной возможности взыскания присужденной суммы с должника. Иное толкование заявителем указанных норм права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права. Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного определения, судом первой инстанции не допущено. Таким образом, апелляционная инстанция считает, что определение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет. Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
определение Арбитражного суда Архангельской области от 13.01.2014 по делу № А05-15241/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Председательствующий О.Г. Писарева Судьи С.В. Козлова Л.Ф. Шумилова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А13-2436/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|