Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А56-38208/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 ноября 2012 года

Дело №А56-38208/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     20 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Фокиной Е.А., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.

при участии:

от заявителя:   Заведеевой С.Ю. по доверенности от 07.12.2011 №30-11-19;

от заинтересованного  лица: 1) Хромова В.Ю. по доверенности от 23.01.2012; 2) Хромова В.Ю. по доверенности от 04.06.2012 №1560;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19139/2012) ОАО АКБ «РОСБАНК» на решение  Арбитражного  суда  г.Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от  30.08.2012  по делу № А56-38208/2012 (судья  Буткевич Л.Ю.) , принятое

по заявлению ОАО АКБ «РОСБАНК»

 к  Главному управлению надзорной деятельности  МЧС России по Санкт-Петербургу;

Отделу надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу 

о  признании  незаконным  и  отмене  постановления

установил:

            ОАО АКБ «РОСБАНК» (1107078 ,г.Москва, ул.Маши Порываевой, д.11, ОГРН 1027739460737, далее –  банк, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Центрального  района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (191024, Санкт-Петербург, ул.3-я Советская, д.50/3, далее- орган пожарного надзора) от 22.06.2012 №2-25-879 о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением  суда  первой  инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.

Не  согласившись  с  решением  суда,  общество  направило  апелляционную  жалобу,  в  которой, повторив позицию, изложенную в заявлении,  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об    удовлетворении  заявленных  требований.

 В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что при проведении проверки нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ); банк не согласился с оценкой суда в части наличия нарушений по эпизодам 2, 3 , 5 и 7 оспариваемого постановления;  общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку требования  по соблюдению требований пожарной безопасности  на общество, как арендатора, не распространяется.

Представитель  органа пожарного надзора  в  судебном  заседании  не  согласился  с  доводами  апелляционной  жалобы,  возражения  изложил  в  отзыве  и  просил  решение  суда  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  без  удовлетворения. 

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

 Выслушав представителей сторон, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы. 

Как  видно  из  материалов  дела,  Отделом надзорной деятельности Центрального  района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения от 25.04.2012 №2-25-531  с 15 по 29 мая 2012 года, с  участием представителя  банка Чухарева А.М. проведена плановая  выездная проверка соблюдения ОАО АКБ «РОСБАНК» обязательных требований пожарной безопасности в арендуемом банком помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 19-21(литеры Б, Н и М).

По результатам проверки  29.05.2012 составлен акт №2-25-531, в котором зафиксированы нарушения требований пунктов 3, 15, 36, 61 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313, зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер №4838); пунктов 6.18*, 6.25*, 6.26*,6.27*, 6.28*, 6.34* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

            По результатам проверки 01.06.2012 должностным лицом органа пожарного надзора  составлен протокол об  административном правонарушении №2-25-879,  о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  а именно, в помещении под литерой Б:

     1) световые указатели «ВЫХОД», используемые на путях эвакуации находятся в неисправном выключенном состоянии (нарушение пункта 61 ППБ 01-03);

     2) Коридор не отделен от лестничной клетки перегородкой с дверью (лестничная клетка на втором этажа лестница №1) (нарушение пункта 3  ППБ 01-03 и пункта 6.18*СНиП 21-01-97* );

     3) При высоте лестницы более 45 см, не предусмотрено ограждение ее перилами (переход у лит. Б и Н.) (нарушение пункта 3  ППБ 01-03 и пункта 6.28*СНиП 21-01-97* );

     В помещении  под литерой Н:

     4) Световые указатели «ВЫХОД», используемые на путях эвакуации находятся в неисправном выключенном состоянии (нарушение пункта 61 ППБ 01-03);

     5) Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнителей в притворах (лестница № 3) (нарушение пункта 6.18*СНиП 21-01-97* );

     В помещении под литерой М:

     6) Световые указатели «ВЫХОД», используемые на путях эвакуации находятся в неисправном выключенном состоянии (нарушение пункта 61 ППБ 01-03);

     7) Ширина путей эвакуации в свету менее 1,2 м. (выход с лестницы в операционный зал 70 см) (нарушение пунктов 6.26* и 6.27* СНиП 21-01-97* ).

На основании материалов административного дела и протокола об  административном правонарушении от 30.11.2011 №2-10-729  главным государственным инспектором Отдела надзорной деятельности Петроградского  района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу  вынесено постановление об административном правонарушении  от 22.06.2012 №2-25-879 о привлечении ОАО АКБ «РОСБАНК» к административной ответственности на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях   в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей  за нарушение правил пожарной безопасности.

 Общество  не  согласилось  с  указанным  постановлением   и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что при проведении проверки нарушены положения Закона N 294-ФЗ; банк не согласился с оценкой суда в части наличия нарушений по всем 7-ми эпизодам оспариваемого постановления;  общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку требования  по соблюдению требований пожарной безопасности  на общество, как арендатора, не распространяется. 

Суд  первой  инстанции,  отказывая  банку  в  удовлетворении  заявленных  требований,  дал  полную  оценку  обстоятельствам  дела  и  правильно  применил  нормы  материального  и  процессуального  права.

   В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

     Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.  В силу статьи 37 Закона № 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. 

Согласно статье 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313.

В  силу  пункта 38  Правил  при  аренде  помещений  арендаторами  должны  выполняться  противопожарные  требования  норм  для  данного  типа  зданий.

Таким  образом,    арендаторы  относятся  к  кругу  лиц,  ответственных  за  нарушение  требований  пожарной  безопасности.

На момент проверки  ОАО АКБ «РОСБАНК» , являясь арендатором помещений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 19-21(литеры Б, Н и М), осуществляло в них   административно-управленческую деятельность,  то есть общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с данными правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).

За  нарушение  требований  пожарной  безопасности  статьей 38  Федерального  закона  «О  пожарной  безопасности»  предусмотрена  ответственность  в  соответствии  с  действующим  законодательством.

Частью 4   статьи 20.4  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Факт  наличия  нарушений    правил  пожарной  безопасности  подтвержден        актом проверки от 29.05.2012 №2-25-531, протоколом об административном правонарушении от 01.06.2012 №2-25-879 и относительно  обжалуемых в апелляционной инстанции  эпизодов оспариваемого постановления №2, 3, 5, 7 обществом  не опровергнут.

Согласно эпизоду 2 оспариваемого постановления  на проверяемом объекте (лестничная клетка на втором этаже, лестница 1) коридор не отделен от лестничной клетки перегородкой, а эпизоду 5 -двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры (лестница № 3), не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнителей в притворах.

     В соответствии с требованиями пункта 6.18* СНиП 21-01-97*, двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные   двери,   кроме   квартирных,   должны   быть   глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь  двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В  лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу.

     Таким образом, исходя из требований данного нормативного документа, следует, что лестничные клетки должны  иметь двери. При этом  положения пункта 6.18* содержат непосредственно требования к таким дверям, то есть нарушение указанных  пунктов СНиП 21-01-97* доказано.

Доводы общества о том, что орган пожарного надзора ошибочно посчитал вестибюль коридором и, как следствие, необоснованно указал обществу на отсутствие перегородки, не подтвержден соответствующими доказательствами, подтверждающими, что действительно спорная часть помещения является просторным помещением при парадном входе в здание (преимущественно общественное, нередко с гардеробом, местами для отдыха, ожидания ) , то есть вестибюлем.

     Согласно эпизоду 3 – в переходе между помещениями (лит. Б и Н) при высоте лестницы более 45 см. не предусмотрено ограждение с перилами.         В соответствии с пунктом 6.28* СНиП 21-01-97* при высоте лестниц более 45 см следует предусматривать  ограждения с перилами. Банк утверждает, что переход между зданиями  (литер Б и литер Н) не является путем эвакуации, а носит технологический характер. Однако в соответствии с определением термина путь эвакуации, которое дается в пункте 49 статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент    о    требованиях    пожарной    безопасности», следует, что эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей,   ведущий   непосредственно   наружу   или   в   безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей пожаре. Переход из одного здания в другое при невозможности эвакуироваться из здания в котором непосредственно возник пожар следует рассматривать именно как путь эвакуации, соответственно

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А56-42788/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также