Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А26-3890/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 ноября 2012 года

Дело №А26-3890/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     20 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Глазкова Е.Г.

судей  Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Русаковой А.В.

при участии: 

от истца: представитель Каленская И.С. по доверенности от 10.04.2012

от ответчиков:

Министерство финансов Республики Карелия – представитель Пахоменко Р.В. по доверенности от 15.06.2011 № 2381/16.2-12

представители от Министерства финансов Российской Федерации, ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия – представители не явились, уведомлены

о взыскании 155 331 руб. 37 коп.

рассмотрев в открытом судебном заседании 15.11.2012-20.11.2012 апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17001/2012)  ООО "Триал"

к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия

о взыскании 155 331 руб. 37 коп.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Триал" (185030, Карелия Респ, Петрозаводск г, Машезерская ул, 40 , ОГРН 1021000540175 ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, с учетом принятых судом первой инстанции изменений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва г, Ильинка ул, 9, СТР.1, ОГРН 1037739085636; далее - Минфин РФ), Республике Карелия в лице Республиканского органа исполнительной власти "Министерство финансов Республики Карелия" (185000, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 19, ОГРН 1031000011107; далее - Минфин РК), государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (185630, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 6, ОГРН 1021000516426; далее - Центр), Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 6, ОГРН 1021000528493; далее - Минздрав РК)  о взыскании 155 331 руб. 37 коп. убытков, возникших в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с октября 2008 года по декабрь 2009 года.

Решением от 28.06.2012 арбитражный суд первой инстанции  отказал в удовлетворении иска.

Решение обжаловано ООО "Триал" в апелляционном порядке.

Истец полагает, что убытки возникли в связи с ненадлежащим исполнением Центром социальной работы пункта 3.3.3. договора № 78-Р от 09.01.2008, а также в связи с приостановлением им возмещения затрат на предоставленные льготы, что подтверждается его письмами от 17.12.2008 (л.д. 191 том 2), от 06.08.2009 (л.д. 192 том 2), от 31.12.2009 (л.д. 21 том 1). При этом, факт надлежащего предоставления льгот и их размер ответчиками не оспаривался. ООО "Триал" указывает, что агент истца ООО «Центр» своевременно направлял сформированные реестры для сверки базы льготников, а Центр социальной работы, в нарушение п. 3.3.3 договора № 78-Р от 09.01.2008 (л.д. 13-16 том 1), не проверял и не заверял в пятидневный срок с момента предоставления реестров, тем самым препятствовал и ООО "Триал" в изготовлении счетов-фактур.

От Центра социальной работы поступил отзыв на жалобу, в котором ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.

В судебное заседание явились представители истца и Минфина РК, остальные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание  не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства финансов Российской Федерации, ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, надлежащим образом извещенных в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции  представитель истца подтвердил, что документы поступили за сроком, определенным сторонами в договоре №78-Р от 09.01.2008, в соответствии с п. 3.2.1 которого истец  ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным,  представляет Центру документы для возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Все документы, предусмотренные пунктами  3.2.1, 3.2.2 договора представлены  ООО "Триал" Центру только  в период с 31.08.2011 по 07.09.2011, в связи с чем были возвращены ООО "Триал" с указанием, что  возмещение затрат невозможно в связи с отсутствием предельных объемов финансирования (л.д.22 том 1).

Представитель истца  поддержал доводы жалобы.

 Представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения.

Согласно материалам дела, 09.01.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Триал" (Общество), Государственным учреждением социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" (Центр) и Обществом с ограниченной ответственностью «Центр» (Предприятие) заключен договор  №78-Р возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

По условиям договора возмещение Обществу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, производится за счет средств бюджета Республики Карелия и в пределах средств, предусмотренных Центру в сводной бюджетной росписи Республики Карелия на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего договора.

В пункте 3.1 договора стороны определили порядок взаимодействия в целях возмещения расходов Обществу в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее - Закон № 827-ЗРК).

В соответствии с  п. 3.1.1 договора, предприятие предоставляет меры социальной поддержки по оплате  жилья и коммунальных услуг в размере 50% в пределах социальной нормы жилья  и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, категориям граждан, указанных в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона № 827-ЗРК.

Ежемесячно, в срок, не позднее 05 числа месяца, следующего за расчетным, Предприятие представляет Центру для сверки базу данных в электронном виде (на магнитных носителях или по электронной почте) (п.3.1.3).

Общество ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным,  представляет Центру следующие документы (п.3.2.1):

- реестры граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате  коммунальных услуг, по каждой категории отдельно и составленные на основании результатов электронной сверки по форме, указанной в Приложении № 2, которое является неотъемлемой частью настоящего договора;

- сводный реестр в 2-х экземплярах;

- акт сверки расчетов по каждой категории отдельно в 2-х экземплярах (Приложение № 4). Акт сверки подписывается уполномоченными представителями "Сторон" и заверяется их печатями;

- счет - фактуру на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, указанным в договоре, мер социальной поддержки по оплате  жилищно-коммунальных услуг.

Пунктом 3.3.4 договора предусмотрено, что в течение 3-х дней после поступления от Общества счета-фактуры, реестра граждан, акта сверки расчетов, представляет  платежное поручение в орган, исполняющий бюджет.  Возмещение производится по мере  поступления на лицевой счет Центра средств,  предусмотренных  на цели, указанные в пункте 1 договора.

Согласно представленным в материалы дела документам,  предусмотренные пунктами  3.2.1, 3.2.2 договора документы представлены  Обществом Центру в период с 31.08.2011 по 07.09.2011. Письмом от 21.10.2011 №4349 Центр возвратил Обществу  представленные документы, указав, что  возмещение затрат невозможно в связи с отсутствием предельных объемов финансирования (л.д.22 том 1).

Отсутствие со стороны ответчиков возмещения понесенных ООО «Триал» расходов в размере 155 331руб. 37  коп., послужило основанием для обращения Общества с настоящим иском.

 Отказывая в иске, суд первой инстанции  указал, что требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются необоснованными, поскольку финансирование предоставленных гражданам, указанным в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона РК № 827-ЗРК льгот, осуществляется в соответствии с вышеуказанным Законом за счет бюджета Республики Карелия. При этом Республика Карелия в 2008 и 2009  годах в полном объеме профинансировала свои обязательства, предусмотренные Законом № 827-ЗРК.  Истца не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о причинении ему убытков Республикой Карелией, в связи с чем, взыскание понесенных истцом убытков, связанных с предоставлением гражданам указанным в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона  № 827-ЗРК льгот, не может осуществляться за счет казны Республики Карелия. В отношении остальных ответчиков суд  первой инстанции установил, что государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" и Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, поскольку законом на них не возложена обязанность по компенсации льгот.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично - правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично - правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно разъяснениям, содержащимся  в п.19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23, при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 года), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

В рамках настоящего дела ответчиками выступают публично - правовые образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В силу статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки и социального обеспечения относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Вопросы социальной защиты граждан на территории Республики Карелия  регулируются Законом Республики Карелия от 17.12.2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон РК № 827-ЗРК).

Факт предоставления истцом гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с октября 2008 года по декабрь 2009 года подтверждается материалами дела и не оспорен сторонами. При оплате оказанных услуг гражданам, имеющим право на получение льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг была предоставлена льгота в размере 50 %.

Вышеуказанный Закон РК № 827-ЗРК регулирует правоотношения по социальной поддержке категорий граждан,  указанных  в  пунктах 1 – 9 статьи 2 названного Закона. В соответствии со статьей 3 Закона социальная поддержка осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствующем размере и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу n А56-7258/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также