Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2012 по делу n А56-21621/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 ноября 2012 года

Дело №А56-21621/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   12 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Е.В.Черняк

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Тимачев И.С. – доверенность № 05/3ГДПКВ/119 от 19.04.2012

от ответчика (должника): предст. Александрова Е.А. – доверенность № 61 от 26.12.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18630/2012) ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2012 по делу № А56-21621/2012 (судья Хохлов Д.В.), принятое

по иску (заявлению) ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

о признании незаконными постановления № Ю78-05-18/476 от 26.03.2012 и предписания № 78-05-18/239 от 26.03.2012

установил:

государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (ОГРН 1027810310274; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. М.Морская, д. 12) (далее – ГУП «ТЭК СПб», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления № Ю78-05-18/476 от 26.03.2012 и недействительным предписания № 78-05-18/239 от 26.03.2012, вынесенных начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном и Кронштадтском  районах (далее – административный орган, Территориальный отдел).

Решением суда от 01.08.2012 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.

В апелляционной жалобе ГУП «ТЭК СПб» просит решение суда от 01.08.2012 отменить и удовлетворить требования заявителя в полном объеме. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что административным органом при составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности не были приняты во внимание результаты лабораторных исследований заявителя о качестве горячего водоснабжения (ГВС), суд также необоснованно посчитал ненадлежащим доказательством представленный заявителем протокол № 55 количественного химического анализа проб воды от 05.03.2012. Заявитель полагает то, что анализ проб воды проводился административным органом с образцами, не отвечающими требованиям ГОСТ 3351-74. Кроме того, податель жалобы ссылается на нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку административным органом после составления акта проверки не были приняты меры для надлежащего вызова представителя заявителя на составление протокола об административном правонарушении (телеграмма направлена за день до составления протокола) и рассмотрение материалов дела (копия извещения, направленная факсом,  не может являться надлежащим уведомлением), а оспариваемое постановление составлено с нарушением требований статьи 29.10 КоАП РФ.

В судебном заседании представителем ГУП «ТЭК СПб» заявлено ходатайство о назначении экспертизы проб воды по санитарно-химическим показателям запах и нефтепродукты. Ходатайство отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства, в том числе о проведении экспертизы, в удовлетворении которых им было отказано судом первой инстанции. Как следует из материалов дела и не оспаривалось подателем жалобы, при рассмотрении дела в суде первой инстанции предприятие не заявляло ходатайства о проведении такой экспертизы.

Представитель ГУП «ТЭК СПб» поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 01.08.2012 без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.03.2012 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном и Кронштадтском районах по результатам рассмотрения обращения жителей Приморского района, проживающих по адресам: Санкт-Петербург, ул. Планерная, д.41/2, ул. Оптиков, д. 52, корп.1, Богатырский пр., д. 39, к.2, на неудовлетворительное качество горячей воды (запах нефтепродуктов) в отношении ГУП «ТЭК СПб» возбуждено дело об административном правонарушении № 78-05-18/104 (л.д.37).

В ходе проведения административного расследования административным органом 05.03.2012 произведен отбор проб горячей воды по адресам: Санкт-Петербург, ул. Планерная, д.41/2 и ул. Оптиков, д. 52, корп.1 (протокол № 78-05-18/104, л.д.42) и назначено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы качества воды в филиале № 5 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» (определение о назначении экспертизы, л.д.39).

Рассмотрев протоколы лабораторных исследований № 354, 355 от 07.03.2012, экспертные заключения №№ 78.01.05ф-06.000/1196, 78.01.05ф-06.000/1197, административный орган установил нарушение предприятием санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов к качеству горячей водопроводной воды по показателям «запах» и «нефтепродукты», подаваемой в дома по адресам: ул. Планерная, д.41/2 и ул. Оптиков, д. 52, корп.1.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления Территориальным отделом в отношении ГУП «ТЭК СПб» протокола об административном правонарушении №Ю 78-05-18/104 от 14.03.2012 (л.д.51-52).

Постановлением начальника Территориального отдела № Ю 78-05-18/476 от 26.03.2012 ГУП «ТЭК СПб» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей. Предприятию также выдано предписание № Ю 78-05-18/239 от 26.03.2012 об устранении выявленных нарушений законодательства: статей 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.2. 2.1 и 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09.

Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Статьей 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Согласно статье 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 введены в действие СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы».

В силу пункта 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.

Как указано в пункте 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Согласно данным таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-10 нормативы показателя «нефтепродукты» суммарно не должны превышать 0,1 мг/л; согласно данным таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-10 нормативы показателя «запах» не должны превышать 2 баллов.

Как следует из представленных административным органом в материалы дела протокола лабораторных исследований от 07.03.2012 № 354 и экспертного заключения от 11.03.2012 № 78.01.05ф-06.000/1196, пробы воды, отобранной из системы горячего водоснабжения на вводе в жилой дом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Планерная, д. 41, корп..2, не соответствуют указанным требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 и СанПиН 2.1.4.1074-10, а именно показатель «запах» составляет 3 балла при температуре +20°С, 4 балла при температуре +60°С (нормативная величина не более 2-х баллов); показатель «нефтепродукты» - 0,316 мг/дм3 (предельно допустимая концентрация – не более 0,1 мг/дм3)

Согласно протоколу лабораторных исследований от 07.03.2012 № 355 и экспертному заключению от 11.03.2012 № 78.01.05ф-06.000/1197 пробы воды, отобранной из системы горячего водоснабжения на вводе в жилой дом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 52, корп. 1, также не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 и СанПиН 2.1.4.1074-10, а именно показатель «запах» составляет 3 балла при температуре + 60°С (нормативная величина не более 2-х баллов); показатель «нефтепродукты» - 0,162 мг/дм3 (предельно допустимая концентрация – не более 0,1 мг/дм3)

Как указано в протоколе взятия проб и образцов № 78-05-18/104 от 05.03.2012 (л.д.42) отбор проб был проведен в присутствии представителя предприятия и понятых, каких - либо возражений относительно процедуры отбора проб представителем предприятия заявлено не было.

Довод подателя жалобы о том, что анализ проб воды был проведен ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» с образцами, не отвечающими требованиям ГОСТ 3351-74 (нарушение периода времени определения качества воды), отклоняется судом апелляционной инстанции.

ГОСТ 3351-74 «Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности» устанавливает органолептические методы запаха, вкуса и привкуса и фотометрические методы определения цветности и мутности. При этом как указано в  примечании к пункту 1.1 раздела «Отбор проб» ГОСТ 3351-74 на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51593-2000.

Согласно пункту 1 ГОСТ Р 51593-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» настоящий стандарт распространяется на любые типы вод и устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств. Согласно пункту 3.7 ГОСТ Р 51593-2000 пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5 ГОСТ Р 51593-2000. Максимальный срок хранения пробы для определения показателя «запах» - 6 часов (таблица 3 пункта 5.5), по показателю «нефть и нефтепродуктов» - 24 часа (таблица 1 пункта 5.5). 

В протоколах испытаний лабораторных исследований ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» № 354, 355 от 07.03.2012, указано, что пробы отобраны в соответствии с ГОСТ Р 51593-2000, дата и время отбора пробы по адресу: ул. Планерная, д. 41, корп. 2 - 05.03.2012 в 17.15, дата и время доставки пробы для исследования в санитарно-гигиеническую лабораторию - 05.03.2012 в 21.00, дата начала исследования 05.03.2012; время отбора пробы по адресу: ул. Оптиков, д. 52 копр. 1 - 05.03.2012 в 20.15, дата и время доставки пробы для исследования в санитарно-гигиеническую лабораторию - 05.03.2012 в 21.00, дата начала исследовании – 05.03.2012. Следовательно, спорные пробы воды были  подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5 ГОСТ Р 51593-2000.

Протокол № 55 количественного химического анализа проб воды от 05.03.2012 (л.д.13) обоснованно не принят судом в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку из протокола не представляется возможным установить кем были отобраны указанные пробы. В протоколе взятия проб и образцов № 78-05-18/104 от 05.03.2012 не указано, что представителем предприятия проводился параллельный отбор проб для собственных исследований; протоколы отбора проб, произведенных предприятием самостоятельно, в материалы дела не представлены.

Таким образом, административный орган, основываясь на данных протоколов лабораторных испытаний № 354, 355 от 07.03.2012 и экспертных заключений №№78.01.05ф-06.000/1196, 78.01.05ф-06.000/1197, пришел к обоснованному выводу о несоответствии качества горячей воды, поставляемой предприятием в жилые дома по адресам: Санкт-Петербург, ул. Планерная, д. 41/2 и ул. Оптиков, д. 52/1 требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 и СанПиН 2.1.4.1074-10, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению).

Доказательств объективной невозможности соблюдения ГУП «ТЭК СПб» санитарно-эпидемиологических

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2012 по делу n А56-21233/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также