Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2012 по делу n А21-3872/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 ноября 2012 года

Дело №А21-3872/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     12 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 ноября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19001/2012) Администрации Советского городского округа Калининградской области на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 23.08.2012 по делу № А21-3872/2012 (судья Мялкина А.В.), принятое

по заявлению Администрации Советского городского округа, место нахождения: 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 3, 67, ОГРН 1023902006413

к Службе по экологическому контролю и надзору Правительства Калининградской области

о признании предписания недействительным

установил:

Администрация Советского городского округа (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы по экологическому контролю и надзору Правительства Калининградской области (далее – Служба по экологическому контролю, административный орган) от 16.01.2012 № 3 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды.

Решением суда от 23.08.2012 заявление Администрации удовлетворено частично, пункты 3 и 4 предписания Службы по экологическому контролю от 16.01.2012 № 3 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды признаны недействительными, в остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.08.2012 в части отказа в удовлетворении требований о признании пунктов 1 и 2 предписания административного органа от 16.01.2012 № 3 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Служба по экологическому контролю не имела оснований для выдачи Администрации предписания, поскольку в отношении заявителя не было возбуждено административное производство. Кроме того, податель жалобы утверждает, что не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в связи с чем не должна разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.

К судебному заседанию от заявителя в материалы дела поступило ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Калининградского областного суда от 10.08.2012 № 4-Аг-374/2012, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

 Служба по экологическому контролю, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями частями 2 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 и части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворила ходатайство Администрации о приобщении дополнительных документов к материалам дела и перешла к рассмотрению апелляционной жалобы по существу в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении Администрации проведена плановая проверка исполнения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки было установлено, что в результате деятельности Администрации образуются и накапливаются отходы II, III, IV классов опасности (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом, масла моторные отработанные, покрышки с тканевым кордом отработанные и мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный)), при этом Администрацией не обеспечено соблюдение требований положений пункта 3 статьи 14, пункта 1 статьи 15, пункта 3 статьи 18 и пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: на указанные отходы не составлены паспорта; не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; за 2010 год в территориальный орган Ропотребнадзора не представлен отчет по форме №2-ТП (отходы); не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов; назначенные лица, допущенные к работе с отходами I-IV класса опасности, отсутствуют.

Усмотрев в действиях должностного лица – главы Администрации Луценко В.Е. признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Калининградский межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении должностного лица – Луценко В.Е. дело об административном правонарушении и направил материалы дела в Службу по экологическому контролю для рассмотрения по существу.

На основании материалов проверки Службой по экологическому контролю заявителю выдано предписание от 16.01.2012 № 3 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, согласно которому Администрации предписано в срок до 31.12.2012:

-  составить паспорта на отходы 2, 3, 4 класса опасности;

- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- завести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;

- устранить нарушение законодательства в области обращения с отходами в части не проведения профессиональной подготовки лица, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

Полагая вынесенное административным органом предписание незаконным, Администрация оспорило вышеназванное предписание в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования частично и признавая пункты 3 и 4 предписания Службы по экологическому контролю от 16.01.2012 № 3 недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, при этом указал, что указанное обстоятельство не освобождает Администрацию от обязанности по составлению паспортов на отходы II, III, IV класса опасности, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 № 709/11.

Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования названного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Пунктом 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологи Российской Федерации от 25.02.2010 № 50.

В силу пунктов 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2012 по делу n А21-7852/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также