Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2012 по делу n А42-1758/2012. Отменить решение, Прекратить производство по делу (п.3 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 октября 2012 года

Дело №А42-1758/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     24 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Зотеевой  Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Федосеевой Е.С.  

при участии: 

от истца: не явил. – извещен

от ответчика: не явил. – извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17060/2012) Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области   на решение   Арбитражного суда  Мурманской области от 19.07.2012 по делу № А42-1758/2012 (судья Алексина Н.Ю.), принятое

по иску Региональной  общественной  организации  "Федерация хоккея Мурманской области",

к Комитету  по физической культуре и спорту Мурманской области

о  признании незаконным пункта 3 приказа №476 от 02.08.2011

 

установил:

Региональная общественная организация «Федерация хоккея Мурманской области», ОГРН 1085100000303, место нахождение: 184230, Мурманская обл.,           г. Полярные Зори, ул. Пушкина, д. 15, кв. 74 (далее – заявитель, Федерация хоккея МО, Организация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Комитету по физической культуре и спорту Мурманской области, ОГРН 1025100848266,место нахождение: 183038, г.Мурманск, ул. Челюскинцев, 2А (далее – ответчик, Комитет) о признании незаконным пункта 3 приказа № 476 от 02.08.2011 об отказе в государственной аккредитации и обязании аккредитовать Федерацию хоккея МО по виду спорта хоккей с шайбой путем издания соответствующего акта (с учетом уточнений от 06.07.2012).

Решением суда от 19.07.2012 заявленные требования Организации удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Комитет просит  решение суда  от 19.07.2012 отменить  и прекратить производство по делу.  Податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права,  полагая, что рассмотренный спор арбитражному суду неподведомственен.

            Стороны, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ  апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие  представителей сторон.

            Изучив материалы дела,  доводы жалобы, правильность применения  судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к заключению, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, по следующим основаниям.

   Согласно части  1 статьи  46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П указывается, что данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным предписаниям корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязывающие государства обеспечивать каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона компетентным, т.е. обладающим соответствующими полномочиями по рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил подведомственности и подсудности, судом.

Параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены правила подведомственности дел арбитражным судам (ст. ст. 27 - 33).

Из системного анализа положений параграфа 1 главы 4 АПК РФ  следует  вывод о том, что при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов должны в совокупности учитываться два критерия: субъект спора и характер спора. При отсутствии любого из них дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Частью 1 статьи  27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства  возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В пунктах 2 и 5 части 1 названной статьи указаны рассматриваемые арбитражным судом дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 198 АПК РФ   заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

   В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)  суд общей юрисдикции  рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений. К числу таких  дел, согласно статье 245 ГПК РФ, относятся  дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частью 3 статьи 22 ГПК РФ определяется, что суды общей юрисдикции рассматривают  и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Исходя из статьи 2  ГК РФ, предпринимательской деятельностью  является самостоятельная, направленная  на получение прибыли деятельность.

Как следует из материалов дела,  заявителем является Региональная общественная организация «Федерация хоккея Мурманской области», которой заявлено требование о признании незаконным пункта 3 приказа № 476 от 02.08.2011 – Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области об отказе в государственной аккредитации и обязании аккредитовать Федерацию хоккея МО по виду спорта хоккей с шайбой путем издания соответствующего акта.

В соответствии с пунктом  1 статьи  50 ГК РФ  юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно  пункта  3 статьи  50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии с пунктом  3 статьи  2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи  6 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусматривается, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Между тем, лишь только наличие статуса юридического лица еще не дает оснований для рассмотрения спора с участием  некоммерческих организаций  в арбитражном суде. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве оснований цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи  с осуществлением ми предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством.

Статус  отдельного вида  общественных организаций – спортивных федераций установлен Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и  спорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Как следует из вышеназванного закона, под спортивной  федерацией понимается общественная организация, которая создана на основе членства и целям которой являются развитие одного или нескольких  видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов  - членов спортивных сборных команд  (пункт 16 статьи 2 ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Статьей 13 ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ установлено, что в соответствии с территориальной сферой деятельности создаются общероссийские, региональные и местные спортивные федерации.

Согласно части 5 статьи 13 ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ на органы исполнительной власти субъектов Российской федерации возлагается обязанность по аккредитации региональных спортивных федераций, которая проводится  по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. По одному виду спорта на территории субъекта Российской федерации может быть аккредитована только одна региональная спортивная  федерация.

Приказом Минспорттуризма Российской Федерации от 20.02.2009 № 49 утвержден Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом ни Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и  спорте в Российской Федерации», ни вышеуказанным Порядком государственной аккредитации региональных спортивных федераций не предусмотрено, что решение о государственной аккредитации  или об отказе в государственной аккредитации  подлежит обжалованию в арбитражном суде.

Согласно Уставу Региональной  общественной  организации  «Федерация хоккея Мурманской области», организация является  основанным на членстве  общественным объединением, созданным по инициативе граждан РФ, объединяющих на основе  общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе. 

Пунктом 2.1 Устава определено, что целями организации являются  проведение работы по становлению, развитию  и координации профессионального, любительского, детского и юношеского хоккея на территории Мурманской области, организация и проведение соревнований по хоккею, совершенствование системы подготовки спортсменов, развитие сотрудничества с аналогичными общественными объединениями других регионов Российской Федерации, Федерацией хоккея России.

Принимая во внимание изложенное, а также положения параграфа 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой  установлены правила подведомственности дел арбитражным судам, суд апелляционной инстанции  приходит к выводу о том, что    настоящий спор, исходя из предмета и оснований заявленных требований, неподведомственен арбитражному суду, в связи с чем, производство по делу, подлежит прекращению применительно к пункту  1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда  Мурманской области  от 19.07.2012  по делу №  А42-1758/2012  отменить, производство по делу прекратить.

Председательствующий

И.Б. Лопато

 

Судьи

Л.В. Зотеева

 

 А.Б. Семенова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2012 по делу n А42-3571/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также