Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу n А26-10385/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 октября 2012 года

Дело №А26-10385/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     25 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Есиповой О.И., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя:  не явился, извещен.

от ответчика:  Бочинского О.А. по доверенности от 16.07.2012 № 3.1-11/6.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-17562/2012)  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 25 июля 2012 года  по делу № А26-10385/2011 (судья Пасаманик Н.М.), принятое

по заявлению  ООО  "Беркана"

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Беркана» (186930, Республика Карелия, Костомукша, Промплощадка ГОКа, ОГРН 1061002019990, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, далее – Министерство) о назначении административного наказания от 14.10.2011 № 817/11л.

Решением суда от 25.07.2012 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия просит решение суда от 25.07.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ за нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства N 414 от 29.06.2007. В обоснование доводов жалобы Министерство ссылается на установленную частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 28 Правил санитарной безопасности в лесах, обязанность арендатора лесного участка осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО «Беркана»,  извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель), правопреемником которого является Министерство по природопользованию и экологии, и обществом (арендатор) путем переоформления договоров аренды от 22.12.2004 № 16 и от 21.01.2005 № 19 заключены  договоры аренды лесных участков  N 112-з и № 114-з от 31.12.2008, в соответствии с которыми обществу переданы в аренду лесные  участки  площадью 22 678 га и 11 538 га соответственно, расположенные  на территории Костомукшского городского округа, ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество", в том числе кварталы 232 и 389  Костомукшского участкового лесничества, и квартал 106 Ладвозерского участкового лесничества,  для использования в целях заготовки древесины.

Пунктами 4.4.13 договоров предусмотрена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

17.06.2011 в ходе патрулирования мобильной патрульной группой в составе лесничего Костомукшского участкового лесничества и государственных инспекторов  на арендованном обществом лесном участке в кварталах 232 выделы 23,5 и квартале 389 выдел 3 Костомукшского участкового лесничества выявлены несанкционированные свалки бытовых и производственных отходов.  В этот же  день в квартале 106 выдел 19 арендованного обществом лесного участка обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Составлены протоколы.

20.06.2011 обществу направлены претензионные письма N 632-635 с требованием о ликвидации выявленных свалок в 10-дневный срок в соответствии с пунктами 4.4.13 договоров аренды лесного участка.

В ходе проведенных 04.07.2011  и 08.07.2011 осмотров указанных лесных участков установлено, что свалки не ликвидированы; результаты осмотра зафиксированы в актах.

06.09.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в отношении общества составлен протокол N 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. Согласно протоколу обществу вменено нарушение пунктов 4, 28, подпункта "е" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, выразившееся в бездействии ООО «Беркана» по ликвидации бытовых отходов и мусора, образованных на арендуемой территории, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Постановлением от 14.10.2011 № 817/11л общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 5 000 руб. штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Беркана» оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения - нарушения правил санитарной безопасности в лесах, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, выслушав представителя Министерства, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной  безопасности в лесах. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, выражается в действии или бездействии, нарушающих требования Правил санитарной безопасности в лесах.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (пункт 28).

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 55 Лесного кодекса.

Пунктом 39 установлено, что при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение  лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт «е»).

Как следует из договоров аренды лесных участков, общество приняло на себя обязательства по соблюдению Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду (пункт 4.4.13 договоров).

 Согласно  п. 5.2 Проектов освоения лесов ООО «Беркана» с целью обеспечения надлежащего санитарного состояния лесов  обязано проводить очистку лесного участка от захламлённости, загрязнения и иного негативного воздействия.

Суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, установив, что санитарно-оздоровительные мероприятия Общества по ликвидации несанкционированных свалок не предусмотрены  ни проектом освоения лесов, ни лесохозяйственным регламентом Костомукшского лесничества, ни в ежегодно заключаемом приложении № 6 к договору аренды, в котором согласно пункту 4.4.15 устанавливаются объемы и сроки работ по охране, защите и воспроизводству лесов, пришел к выводу о недоказанности Министерством события вменяемого в вину общества правонарушения.

Апелляционная инстанция считает данный вывод суда ошибочным, поскольку обязанность арендатора по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий (к которым относится и очистка лесов от захламления, загрязнения) установлена как законом (часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах).

Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов.  В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.           

Представленными в материалы дела документами (протоколами проведения патрулирования, актами осмотра) подтверждается (и обществом по существу не оспаривается) наличие на арендуемых обществом лесных участках несанкционированных свалок  промышленных и бытовых отходов.

Указание в постановлении только на нарушение подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах не свидетельствует  о неправильной квалификации правонарушения. Согласно протоколу об административном правонарушении, общество допустило нарушение ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ, п.4 и п.28 Правил  санитарной безопасности в лесах, выражающееся в бездействии  в решении вопроса, касающегося ликвидации бытовых отходов и мусора, образованных на арендуемой территории.

Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание, что производство по данному делу приостанавливалось  до вступления в законную силу  решения Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-6413/2011.

Вступившим в законную силу решением суда от 15.12.2011 по делу А26-6413/2011, в котором участвовали  ООО «Беркана» и Министерство, установлена обязанность арендатора (ООО «Беркана») по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом  лесном участке, которыми в соответствии с п.28 Правил  являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Суд  установил, что  несанкционированные свалки расположены  на арендуемой обществом территории,  в силу установленной законом обязанности они подлежат  ликвидации обществом  в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ  установленные  арбитражным судом по делу № А26-6413/2011 обстоятельства имеют преюдициальное значение  при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией подателя жалобы о том, что несанкционированные свалки образовались в результате бездействия общества, обязанного  их ликвидировать в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Нарушений административным органом  процедуры привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 25.07.2012 подлежит отмене с принятием нового  судебного акта об отказе ООО «Беркана» в удовлетворении заявленного требования.

            Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 25 июля 2012 года по делу № А26-10385/2011 отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Беркана» (186930, Республика Карелия, г. Костомукша, Промплощадка ГОКа, ОГРН 1061002019990) об оспаривании постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) о назначении административного наказания от 14.10.2011 № 817/11л отказать.

Председательствующий

Е.А. Фокина

 

Судьи

О.И. Есипова

 

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу n А42-1493/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также