Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу n А26-10385/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 26 октября 2012 года Дело №А26-10385/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фокиной Е.А. судей Есиповой О.И., Шульга Л.А. при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. при участии: от заявителя: не явился, извещен. от ответчика: Бочинского О.А. по доверенности от 16.07.2012 № 3.1-11/6. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17562/2012) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 июля 2012 года по делу № А26-10385/2011 (судья Пасаманик Н.М.), принятое по заявлению ООО "Беркана" к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления установил: Общество с ограниченной ответственностью «Беркана» (186930, Республика Карелия, Костомукша, Промплощадка ГОКа, ОГРН 1061002019990, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, далее – Министерство) о назначении административного наказания от 14.10.2011 № 817/11л. Решением суда от 25.07.2012 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия просит решение суда от 25.07.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ за нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства N 414 от 29.06.2007. В обоснование доводов жалобы Министерство ссылается на установленную частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 28 Правил санитарной безопасности в лесах, обязанность арендатора лесного участка осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы. ООО «Беркана», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель), правопреемником которого является Министерство по природопользованию и экологии, и обществом (арендатор) путем переоформления договоров аренды от 22.12.2004 № 16 и от 21.01.2005 № 19 заключены договоры аренды лесных участков N 112-з и № 114-з от 31.12.2008, в соответствии с которыми обществу переданы в аренду лесные участки площадью 22 678 га и 11 538 га соответственно, расположенные на территории Костомукшского городского округа, ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество", в том числе кварталы 232 и 389 Костомукшского участкового лесничества, и квартал 106 Ладвозерского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины. Пунктами 4.4.13 договоров предусмотрена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора. 17.06.2011 в ходе патрулирования мобильной патрульной группой в составе лесничего Костомукшского участкового лесничества и государственных инспекторов на арендованном обществом лесном участке в кварталах 232 выделы 23,5 и квартале 389 выдел 3 Костомукшского участкового лесничества выявлены несанкционированные свалки бытовых и производственных отходов. В этот же день в квартале 106 выдел 19 арендованного обществом лесного участка обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Составлены протоколы. 20.06.2011 обществу направлены претензионные письма N 632-635 с требованием о ликвидации выявленных свалок в 10-дневный срок в соответствии с пунктами 4.4.13 договоров аренды лесного участка. В ходе проведенных 04.07.2011 и 08.07.2011 осмотров указанных лесных участков установлено, что свалки не ликвидированы; результаты осмотра зафиксированы в актах. 06.09.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в отношении общества составлен протокол N 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. Согласно протоколу обществу вменено нарушение пунктов 4, 28, подпункта "е" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, выразившееся в бездействии ООО «Беркана» по ликвидации бытовых отходов и мусора, образованных на арендуемой территории, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Постановлением от 14.10.2011 № 817/11л общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 5 000 руб. штрафа. Не согласившись с данным постановлением, ООО «Беркана» оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения - нарушения правил санитарной безопасности в лесах, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, выслушав представителя Министерства, приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, выражается в действии или бездействии, нарушающих требования Правил санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (пункт 28). Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 55 Лесного кодекса. Пунктом 39 установлено, что при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт «е»). Как следует из договоров аренды лесных участков, общество приняло на себя обязательства по соблюдению Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду (пункт 4.4.13 договоров). Согласно п. 5.2 Проектов освоения лесов ООО «Беркана» с целью обеспечения надлежащего санитарного состояния лесов обязано проводить очистку лесного участка от захламлённости, загрязнения и иного негативного воздействия. Суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, установив, что санитарно-оздоровительные мероприятия Общества по ликвидации несанкционированных свалок не предусмотрены ни проектом освоения лесов, ни лесохозяйственным регламентом Костомукшского лесничества, ни в ежегодно заключаемом приложении № 6 к договору аренды, в котором согласно пункту 4.4.15 устанавливаются объемы и сроки работ по охране, защите и воспроизводству лесов, пришел к выводу о недоказанности Министерством события вменяемого в вину общества правонарушения. Апелляционная инстанция считает данный вывод суда ошибочным, поскольку обязанность арендатора по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий (к которым относится и очистка лесов от захламления, загрязнения) установлена как законом (часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах). Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов. Представленными в материалы дела документами (протоколами проведения патрулирования, актами осмотра) подтверждается (и обществом по существу не оспаривается) наличие на арендуемых обществом лесных участках несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов. Указание в постановлении только на нарушение подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах не свидетельствует о неправильной квалификации правонарушения. Согласно протоколу об административном правонарушении, общество допустило нарушение ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ, п.4 и п.28 Правил санитарной безопасности в лесах, выражающееся в бездействии в решении вопроса, касающегося ликвидации бытовых отходов и мусора, образованных на арендуемой территории. Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание, что производство по данному делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-6413/2011. Вступившим в законную силу решением суда от 15.12.2011 по делу А26-6413/2011, в котором участвовали ООО «Беркана» и Министерство, установлена обязанность арендатора (ООО «Беркана») по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке, которыми в соответствии с п.28 Правил являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Суд установил, что несанкционированные свалки расположены на арендуемой обществом территории, в силу установленной законом обязанности они подлежат ликвидации обществом в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. В силу части 2 статьи 69 АПК РФ установленные арбитражным судом по делу № А26-6413/2011 обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией подателя жалобы о том, что несанкционированные свалки образовались в результате бездействия общества, обязанного их ликвидировать в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено. Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 25.07.2012 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ООО «Беркана» в удовлетворении заявленного требования. Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 июля 2012 года по делу № А26-10385/2011 отменить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Беркана» (186930, Республика Карелия, г. Костомукша, Промплощадка ГОКа, ОГРН 1061002019990) об оспаривании постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) о назначении административного наказания от 14.10.2011 № 817/11л отказать. Председательствующий Е.А. Фокина
Судьи О.И. Есипова
Л.А. Шульга
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 по делу n А42-1493/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|