Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу n А26-5146/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 октября 2012 года

Дело №А26-5146/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     24 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 октября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шульги Л.А.

судей  Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя: Соколова Э.М., дов. от 24.05.2012

от ответчика: Бочинского О.А., дов. от 16.07.2012 № 3.-1/6

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17384/2012) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 17.07.2012 по делу № А26-5146/2012 (судья Пасаманик Н.М.), принятое

по заявлению ООО "Стройиндустрия"

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконным и отмене постановления

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия»: 185514, Республика Карелия, Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Почтовая, д. 39, ОГРН 1021001120678 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24 (далее - Министерство) от 24.05.2012 № 159/12Л о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 17.07.2012 суд удовлетворил заявление общества.

Министерство заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 июля 2012 года по делу № А26-5146/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности Министерством состава вменяемого обществу административного правонарушения. При этом Министерство считает, что использование ООО «Стройиндустрия» лесного участка без договора аренды, доказан административным органом в полном объеме, и не оспаривается обществом, что свидетельствует о законности вынесенного в отношении последнего оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель общества, ссылаясь на их несостоятельность, по мотивам, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что письмом от 05.03.2012 № 401  Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Прионежское центральное лесничество» просило общество направить своего представителя 27.03.2012 к 10 час. 00 мин. к конторе Шелтозерского участкового лесничества для выяснения обстоятельств использования участка лесного фонда в кварталах 20, 21 Шелтозерского участкового лесничества, имея при себе разрешительные документы на разработку данного лесного участка.

В ходе патрулирования 27.03.2012 в квартале 20 (выделы 3,4) и квартале 21 (выделы 1,7) Шелтозерского участкового лесничества на предмет самовольного использования лесов сотрудниками Шелтозерского участкового лесничества проведен осмотр данного лесного участка и установлено, что он используется обществом для разработки карьера по добыче блочного камня в отсутствие разрешительных документов.

Результаты осмотра отражены в акте рейда патрулирования по выявлению нарушений лесного законодательства и предотвращению нарушений пожарной безопасности в лесах от 27.03.2012, в котором указано, что на самовольно занятом участке лесного фонда расположены строения, бытовка (3,5 м*5м) и сарай (4,5м*5м), а также находится техника, экскаватор, велась разработка.

По факту самовольного использования лесов для разработки месторождений должностным лицом ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» - инженером по охране и защите леса Шараповым А.Н. в отношении общества составлен протокол о лесонарушении от 23.04.2012 №11, в котором размер причиненного лесам ущерба определен административным органом в размере 268 553 руб.

18 мая 2012 года этим же должностным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №12, действия которого квалифицированы по статье 7.9 КоАП РФ.

Постановлением от 24.05.2012 №159/12Л общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Установив отсутствие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства по следующим основаниям.

Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении лицом активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование в отсутствие разрешительных документов.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по совместному решению Комитета природных ресурсов по Республике Карелия и Администрации местного самоуправления Вепсской национальной волости от 12.01.1999 № 2-р обществу предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи блочного камня на Южном участке Шелтозерского месторождения габбро-диабазов и выдана лицензия на право пользования недрами серии ПТЗ № 00442 ТР сроком до 31.12.2020.

Согласно пунктам 2.2, 3.5 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии, предоставляемый в пользование участок имеет статус геологического отвода, до начала проведения геологоразведочных работ общество обязано оформить землеотводные дела.

Согласно акту выбора и обследования земельного участка под производство геологоразведочных работ, разработку карьера и подъездной дороги от 19.01.1999, согласованному с Комитетом природных ресурсов и Ладвинским лесхозом спорный земельный участок пригоден для разработки месторождения габбро-диабазов «Шелтозерское».

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 03.05.2000 № 53р-П лесные земли площадью 4,7 га в квартале 20 (выд. 3, 4) и квартале 21 (выд. 7) Шелтозерского лесничества Ладвинского лесхоза переведены в нелесные в лесах второй группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и предоставлены ООО «Стройиндустрии» для разработки опытно - промышленного карьера на Южном участке Шелтозерского месторождения габбро-диабазов (с правом рубки леса) без изъятия из состава земель лесного фонда.

В рамках договора от 22.06.2000 № 889 Администрация местного самоуправления Вепсской национальной волости передала обществу в аренду земельный участок общей площадью 47 000 кв.м., расположенный в кварталах 20, 21 Шелтозерского лесничества Ладвинского лесхоза (участок «Южный» Шелтозерского месторождения габбро-диабаза) для разработки опытно-промышленного карьера сроком на 5 лет.

06 октября 2006 между Администраций Прионежского муниципального района Республики Карелия (правопреемник Администрации муниципального образования «Вепсская национальная волость») и обществом заключено дополнительное соглашение № 2601 к договору от 22.06.2000 № 889, в котором стороны определили порядок и сроки внесения арендной платы.

Приказом Агентства лесного хозяйства по Республике Карелия от 15.06.2006 № 259 в соответствии с актом натурного технического обследования участка лесного фонда от 25.05.2006, согласованного с ФГУ «Ладвинский лесхоз», обществу разрешено дальнейшее использование спорного участка до 31.12.2020 в целях разработки промышленного карьера по добыче блочного камня нелесных земель площадью 4,7 га участка лесного фонда, расположенного в лесах 2 группы в кварталах 20 (выд. 3,4), 21 (выд. 7) Шелтозерского лесничества Ладвинского лесхоза.

С 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Согласно части 2 статьи 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 43 ЛК РФ предусмотрено, что на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в пределах земель лесного фонда в аренду переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что в нарушение указанных положений в установленный законом срок договор аренды лесного участка им не был переоформлен, в связи с чем является правильным вывод суда о том, что в соответствии с лесным законодательством общество не имело законных оснований для использования лесного участка после 01.01.2009.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что 29.12.2009 общество обратилось в Администрацию Прионежского муниципального района с заявлением от 28.12.2009 о продлении срока действия договора аренды от 22.06.2000 № 889, которая письмом от 26.04.2010 сообщила, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем для оформления земельно-правовых отношений следует обращаться в Министерство лесного комплекса, а также, направив обществу для подписания соглашение о прекращении ранее заключенного договора аренды.

12 марта 2010 года общество обратилось в Министерство лесного комплекса Республики Карелия с заявлением о заключении договора аренды земельного участка лесного фонда площадью 47 024 кв.м. с кадастровым номером 10:22:02 07 02:0018, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала 10:22:02 07 02 Вепсского кадастрового района, для эксплуатации карьера в соответствии с имеющейся лицензией, с приложением кадастрового плана данного участка от 20.10.2006.

Письмом от 07.04.2010 Министерство ходатайствовало о проведении процедуры выбора земельного участка, которое 09.04.2010 было направлено обществом в Администрацию Прионежского муниципального района. Кроме того, 11.08.2010 общество обратилось в Администрацию с просьбой проинформировать о ходе работ по подготовке акта выбора.

Общество повторно 12.07.2010 обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды и также просило проинформировать о работе, проделанной с момента первого обращения.

В письме от 28.07.2010 Министерство проинформировало общество о том, что акт выбора земельного участка ему не поступал.

27 августа 2010 года Администрация Прионежского муниципального района запросила у общества документы, необходимые для составления акта выбора и обследования земельного участка, указала на необходимость обеспечить выезд специалиста отдела архитектуры и управления земельными ресурсами на место.

Запрашиваемые документы были представлены обществом  в Администрацию 08.09.2010 согласно списку.

По результатам выбора и обследования участка составлен акт от 08.02.2011, который был согласован, в том числе ГУ РК «Прионежское центральное лесничество».

Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 29.08.2011 № 2262 утверждена прилагаемая к акту схема расположения земельного участка.

С указанными документами общество 07.09.2011 обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды, которое письмом от 10.10.2011

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу n А21-5599/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также