Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу n А56-30564/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 23 октября 2012 года Дело №А56-30564/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лопато И.Б. судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б. при ведении протокола судебного заседания: Беляева Ю.А. при участии: от заявителя: Зуев Ю.А., по доверенности от 26.12.2011 №51; Соколовская И.А., по доверенности от 16.10.2012 от заинтересованного лица: Сушкова Н.Е., по дов. от 12.01.2012 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14645/2012) ЗАО "Тандер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2012 по делу № А56-30564/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу к ЗАО "Тандер" о привлечении к административной ответственности установил: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском и Петродворцовом районах (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" (350000, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185, далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением суда от 13.07.2012 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 100 000 руб. В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда. По мнению общества, судом ошибочно не приняты во внимание доводы о нарушении порядка проведения проверки и экспертизы, в связи с чем их результаты являются недопустимыми доказательствами по делу. Кроме того, судом не учтено отсутствие у общества объективной возможности по соблюдению правил и норм, поскольку в данном случае ответственность за вмененное нарушение возлагается на производителя товара. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители управления с доводами жалобы не согласились. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, по результатам проведения управлением мероприятий по мониторингу качества, безопасности пищевых продуктов, реализуемых в магазине «Магнит», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зины Портновой, дом 1/3 и принадлежащего ЗАО «Тандер», на основании протоколов лабораторных испытаний, составленных Испытательной лабораторией «ПЕТЭКС», управление определением от 20.04.2012 № 78-06-08-210 возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 11). В рамках проведения административного расследования 26.04.2012 в магазине «Магнит», расположенном по указанному выше адресу, управлением произведен отбор проб пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований (творог 5 % изг. ОАО «Компания «ЮНИМИЛК», Россия, дата изг. 19.04.2012, масло оливковое нерафинированное экстра виржин «KNOSSOS», срок годности до 09.06.2013, изг. Греция, о. Крит). Продукты находились в торговом зале магазина с указанием цены на единицу товара и были предназначены для реализации потребителю. О дате и времени проведения отбора проб 26.04.2012 общество извещалось телеграммой, которая вручена обществу 24.04.2012 (л.д. 12). В этот же день с определением о назначении экспертизы от 26.04.2012 № 78-06-08-587 ознакомлен товаровед общества (л.д. 15 оборот). По результатам лабораторных исследований пищевых продуктов на санитарно-химические и микробиологические показатели (протоколы лабораторных исследований от 27.04.2012 № 10082, 02.05.2012 № 18) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге» в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и г. Ломоносове оформлены экспертные заключения от 02.05.2012 №78.01.06Ф.08-965 и 27.04.2012 №78.01.06Ф.08-918. Согласно экспертному заключению от 02.05.2012 №78.01.06Ф.08-965 пробы продукции (творог 5 % изготовитель ОАО «Компания «ЮНИМИЛК», Россия, дата изг.19.04.2012) не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» по микробиологическим показателям. Экспертным заключением от 27.04.2012 №78.01.06Ф.08-918 установлено, что проба продукции (масло оливковое нерафинированное экстра виржин «KNOSSOS», срок годности до 09.06.2013, изг. Греция, о. Крит) не соответствует требованиям Федерального закона от 34.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» по показателю «перекисное число». На основании данных экспертных заключений управление пришло к выводу о нарушении обществом пункта 4 статьи 7, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (приложение № 4), Федерального закона от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» (приложение № 1), статьи 7 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в связи с чем, 17.05.2012 управление в присутствии представителя общества составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. В порядке статьи 23.1 КоАП РФ материалами проверки направлены управлением в суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к указанной административной ответственности. При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении управлением порядка и процедуры проведения административного расследования и составления протокола об административном правонарушении. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам. В соответствии с положениями части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении возлагается на административный орган, составивший протокол (часть 5 статьи 205 АПК РФ). Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Статьей 7 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее - Закон N 88-ФЗ) установлены требования к продуктам переработки молока. Согласно части 4 этой же статьи показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 4 к названному Закону допустимый уровень. В приложении N 4 к Закону N 88-ФЗ установлены допустимые уровни содержания микроорганизмов в продуктах переработки молока при выпуске их в обращение. В соответствии со статьей 17 Закона N 88-ФЗ реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и этого Федерального закона. При передаче изготовителем продавцу продуктов переработки молока ему одновременно должны быть переданы копии документов, подтверждающих соответствие этих продуктов требованиям названного Закона. Анализ приведенных положений Закона N 88-ФЗ свидетельствует о том, что его требования в части показателей микробиологической безопасности продуктов переработки молока относятся к производителю таких продуктов, а не к продавцу. Вместе с тем, ЗАО «Тандер» вменяется реализация творога 5 % «Простоквашино» производства ОАО «Компания «ЮНИМИЛК», в котором по данным лабораторных исследований превышен показатель «дрожжи» (3,7 x 102 КОЕ/г при норме не более 100 КОЕ/г), что является нарушением требований, содержащихся в приложении N 4 к Закону N 88-ФЗ. Также в проверяемом магазине в продаже имелось масло оливковое нерафинированное экстра виржин «KNOSSOS», изготовленное в городе Ираклион, Крит, Греция, лабораторные исследования которого показали его несоответствие Федеральному закону от 34.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» (далее - Закон №90-ФЗ) по перекисному числу (13,1+/-0,78 ммоль активного кислорода/кг при норме не более 10 ммоль, что превышает показатели, установленные в приложении № 1 Закона №90-ФЗ). В данном случае Управлением не оспаривается, ЗАО «Тандер», действует в качестве продавца и не является производителем товара, а, следовательно, выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, не осуществляет. В судебном заседании представитель управления не смог назвать конкретную норму Закона №-88-ФЗи Закона № 90-ФЗ, применимую к продавцу при реализации продукции в случае несоответствие товара в отношении молочной продукции по микробиологическим показателям, а в отношении масла оливкового по перекисному числу. Ссылки на часть 1 статьи 20 Закона № 88-ФЗ признана апелляционным судом несостоятельной, ибо положения данной нормы обязывают продавца разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением положений настоящего Закона самостоятельно и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории. Управление ошибочно трактует данную норму, как обязывающую продавца проводить испытания всей продукции по микробиологическим и физико-химическим показателям перед ее реализацией. В материалах дела имеется копия Программы производственного контроля предприятия розничной торговли ЗАО «Тандер» сеть магазинов «Магнит», в соответствии с которой проверка вызывающих сомнение товаров производится в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Управление считает, что ЗАО «Тандер» должно, в любом случае нести ответственность за качество продаваемого товара и ссылается при этом на статьи 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В соответствии с указанными нормами продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, либо обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар обычно используется. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Вместе с тем управлением не представлено доказательств того, что превышение допустимого уровня содержания дрожжей и активного кислорода в продукции явилось следствием действий (бездействия) общества. Продукция продавалось в упаковке изготовителя, каких-либо нарушений со стороны ЗАО «Тандер» в отношении хранения, перевозки этих товаров и соблюдения температурного режима управлением не выявлено. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «Тандер» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Указанное обстоятельство, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет отказ в удовлетворении требований управления. Доводы общества о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судом первой инстанции. С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, статей 1, 2, 44, 45 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, пунктаов 1, 5.4., 5.7, 6.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883, пунктов 3, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении положения о проведения социально-гигиенического мониторинга", пункта 2.1.2. Приказа Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367, суд первой инстанции обоснованно указал, что факт правонарушения был выявлен административным органом не по результатам плановой или выездной проверки в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а в результате получения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения при его непосредственном обнаружении, в ходе осуществления возложенных на административный орган функций по социально-гигиеническому мониторингу. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2012 по делу № А56-30564/2012 отменить. В удовлетворении заявления Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском и Петродворцовом районах о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" (350000, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185, ОГРН 1022301598549) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать. Председательствующий И.Б. Лопато Судьи
Л.В. Зотеева
А.Б. Семенова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу n А56-26729/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|