Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2006 по делу n А56-38389/2005. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 12 мая 2006 года Дело №А56-38389/2005 Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2006 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего И.Б. Лопато судей Г.В. Борисоваой, М.А. Шестаковой при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3312/2006) Межрайонная инспекция ФНС №14 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2006 г. по делу № А56-38389/2005 (судья Ю.П. Левченко), по заявлению ООО "РЕГИОНПРОДУКТ" к Межрайонной Инспекции ФНС №14 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения при участии: от заявителя: Ю.В. Пчелкин, дов. от 03.08.2005 г. от ответчика: С.О. Костин, дов. № 03/9600 от 03.10.2005 г. установил: Общество с ограниченной ответственностью «Регионпродукт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция) от 20.07.2005 № 12/203 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Решением суда от 10.02.2006 требования Обществу удовлетворены. В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы также считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества возражал против доводов Инспекции. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела следует, что Общество 28.04.2005 подало в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2005 года, на основании которой сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составила 5948263 руб. по сроку уплаты до 20 февраля 2005 года. Подлежащая доплате сумма налога, а также пени Обществом не уплачены. В ходе камеральной проверки налоговой декларации Инспекцией самостоятельно произведен зачет имеющейся переплаты в размере 2288722 руб. в счет причитающейся к уплате суммы НДС, что нашло отражение в акте проверки от 06.07.2005г. № 12/48 (л.д. 8). Остальная сумма, как указано в этом же акте, «зачлась из переплаты, которая образовалась по сроку 21.03.2005г.». На дату представления уточненного расчета с учетом произведенных зачетов также имелась переплата в размере 276 руб. Начисленные согласно акту пени в сумме 39523 руб. также погашены путем зачета, произведенного Инспекцией на основании заявления Общества от 08.07.2005г. (л.д. 37). Поскольку на момент подачи уточненной декларации Обществом не были уплачены пени в размере 39523 руб., Инспекция сделала вывод о несоблюдении условий освобождения от налоговой ответственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений Инспекцией вынесено решение от 20.07.2005 № 12/203 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1189653 руб. штрафа за неуплату НДС. При этом штраф исчислен исходя из суммы налога, подлежащего доплате по уточненной налоговой декларации – 5948263 руб. Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд. Удовлетворяя требование Общества суд указал, что имеющаяся переплата перекрывала задолженность налогоплательщика по налогу и пеням, а, следовательно, фактическая задолженность Общества перед бюджетом на дату вынесения Инспекцией решения отсутствовала. Апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Как указано в пункте 1 статьи 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Если же указанное заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то он освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (пункт 4 статьи 81 Кодекса). Из приведенных норм следует, что Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, допустившего налоговое правонарушение в виде неуплаты (неполной уплаты) налога, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации. Только при выполнении всех перечисленных условий в совокупности налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за неуплату или неполную уплату налога за соответствующий налоговый период. Несоблюдение любого из указанных условий является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Из акта налоговой проверки следует, что на 20.02.2005 по карточке лицевого счета налогоплательщика числилась переплата по НДС в сумме 2288722 руб., которая была самостоятельно зачтена Инспекцией в порядке пункта 5 статьи 78 НК РФ в счет погашения задолженности общества по НДС, возникшей в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации по НДС. Кроме того, Инспекцией зачтена переплата, образовавшаяся по состоянию на 21.03.2005г. Начисленные за просрочку уплаты налога пени в размере 39523 руб. Инспекцией зачтены согласно заявлению Общества, поданному до вынесения решения от 20.07.2005г. Согласно пункту 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 применительно к норме статьи 122 НК РФ "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). Следовательно, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Таким образом, целью привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ является наказание нарушителя за недополучение бюджетом необходимых сумм налога в установленный срок. В данном случае у Общества не было необходимости при подаче уточненной декларации (28.04.2005г.) вносить в бюджет недоперечисленные им суммы пеней, поскольку в бюджете уже находились излишне перечисленные им денежные средства, перекрывающие его задолженность по налогу. Кроме того, до вынесения решения Общество подало в Инспекцию заявление о зачете имеющейся переплаты в счет задолженности по пеням. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к указанной ответственности. Отсутствие задолженности по налогу исключает, в силу статьи 122 НК РФ, привлечение к ответственности за неуплату этого налога. На дату вынесения решения от 20.07.2005г. у Общества отсутствовала задолженность налогу, а начисление штрафа на сумму пеней (при наличии задолженности по пеням) статьей 122 НК РФ не предусмотрено. Несоблюдение положений пункта 4 статьи 81 НК РФ самостоятельный состав налогового правонарушения не образует, а статья 122 НК РФ не содержит состав правонарушения в виде невыполнения условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 НК РФ. Апелляционная инстанция считает необоснованным довод инспекции о том, что в данном случае инспекция могла произвести зачет пеней только на основании заявления налогоплательщика. Как предусмотрено пунктом 5 статьи 78 НК РФ, по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Уплата пеней, как и уплата налога, носит обязательный характер, неразрывно связана с самим налогом и образуется согласно статье 75 НК РФ в результате его неуплаты. В данном случае налоговый орган самостоятельно произвел зачет недоимки по налогу, не осуществив погашения имеющейся задолженности по пеням, начисленной в тот же бюджет. Вместе с тем зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогу и пеням осуществляется в одном порядке согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ. Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02ю.2006 г. по делу № А56-38389/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонная инспекция ФНС №14 по Санкт-Петербургу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий И.Б. Лопато Судьи Г.В. Борисова М.А. Шестакова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2006 по делу n А56-16201/2005. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|