Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2006 по делу n А42-2238/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 апреля 2006 года

Дело №А42-2238/2005

Резолютивная часть постановления объявлена    29 марта  2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 апреля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Згурской М.Л.

судей  Масенковой И.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:   Качаловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12221/2006)  М ИФНС №1 по Мурманской области

на решение Арбитражного суда Мурманской области

от 13.10.2005 года по делу № А42-2238/2005 (судья Н. И. Драчева), принятое

по заявлению СПРК "Беломорский рыбак"

к          Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Мурманской области

о          признании недействительным решения

при участии: 

от заявителя: Ковылин А.Л. доверенность  от 10.01.06 б/н

от ответчика: Воробьева Л.Г. доверенность  от 12.01.06 №14-12

установил:

             Сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкий колхоз «Беломорский рыбак» (далее – Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением  о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области (далее – Инспекция) от 24.02.2005 №117.

            Решением суда от 13.10.2005 заявление Кооператива удовлетворено.

            В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

            В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель Кооператива против ее удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

            Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Кооператива по вопросу соблюдения налогового и валютного законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на милицию, налога с продаж, налога на имущество, единого налога на вмененный доход, налога с доходов иностранных физических лиц из источников в Российской Федерации за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.

            По результатам проверки составлен акт от 28.01.2005 №4-дсп и вынесено решение от 24.02.2005 №117 о привлечении Кооператива к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 120 НК РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб. Указанным решением Кооперативу начислен налог на прибыль в размере 7 728 руб. и пени за неполную уплату этого налога в размере 2 256 руб.

            Не согласившись с законностью решения Инспекции, Кооператив обратился с заявлением в суд.

            Суд, удовлетворяя заявление Общества, сделал вывод о том, что из буквального толкования статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 110-ФЗ) с учетом внесенных изменений, следует, что норма,  освобождающая сельскохозяйственных товаропроизводителей – рыболовецкие артели (колхозы) от уплаты налога на прибыль до 1 января 2005 года, действует вцелом, без изъятия в отношении иных видов деятельности, осуществляемых подобными товаропроизводителями, и не связана с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон № 2116-1).

            Такой вывод суда апелляционная инстанция считает неверным.

            Как следует из материалов дела, Кооператив в проверяемых периодах осуществлял следующие виды деятельности: вылов, переработка и реализация рыбы, рыбной продукции; внешнеэкономическая деятельность; сдача имущества в аренду; реализация горюче-смазочных материалов, имущества, электроэнергии, металлоконструкций, дров; оказание услуг хранения, питания, перевозки грузов.

            Выручка Кооператива от сельскохозяйственной деятельности составила 99,03 процента от общей суммы выручки в 2002 году и 98,3 процента – в 2003 году.

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

Пунктом 2 данной статьи (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002) установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно пункту 9 статьи 274 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002) при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход, а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.

            Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. Федеральных законов от 25.04.1995 N 64-ФЗ, от 31.12.1995 N 227-ФЗ) не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с настоящим Законом предприятия любых организационно - правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

            Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» определено признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением, в частности, предусмотренного абзацем первым пункта 5 статьи 1 порядка освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно - правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, который действует до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.  Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 года.

Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 147-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". В частности, абзац третий статьи 2 Федерального закона № 110-ФЗ изложен в следующей редакции: для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года.

            Из системного анализа положений Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ в редакциях, действующих в проверяемые периоды, пунктов 2 и 9 статьи 274 НК РФ следует, что Кооператив мог применять освобождение от налога на прибыль только в отношении осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности при соблюдении установленных данной нормой Кодекса условий.

            Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том,  чтоосвобождение от уплаты налога на прибыль действует для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 01.01.2005 вцелом, без изъятия в отношении иных видов деятельности, является неверным.

   Проверкой установлено и подтверждается материалами дела,  что Кооперативом в нарушение пунктов 2 и 9 статьи 274 НК РФ не обеспечен порядок ведения раздельного учета доходов и расходов от реализации сельскохозяйственной продукции и от иных видов деятельности. В приказах об учетной политике на 2003 и 2004 годы не отражен порядок ведения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов от сельскохозяйственной деятельности и прочих видов доходов и расходов. Кооперативом не открыты субсчета по различным видам деятельности.

При таких обстоятельствах налоговый орган сделал правильный вывод о грубом нарушении Кооперативом правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекших занижение налоговой базы по налогу на прибыль, и привлек заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 НК РФ, определив налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 9 статьи 274 НК РФ.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и не находит оснований для удовлетворения заявленных Кооперативом требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  269 п. 2, 270 п. 1п.п.4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.10.2005 по делу №А42-2238/2005 отменить. В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с  Сельскохозяйственного производственного кооператива – Рыболовецкий колхоз "Беломорский рыбак"  в доход федерального бюджета  3000 рублей госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.Л. Згурская

Судьи

И.В. Масенкова

 В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2006 по делу n А42-12517/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также