Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу n А26-2799/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 декабря 2015 года

Дело №А26-2799/2015

Резолютивная часть постановления объявлена     26 ноября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 декабря 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баркановой Я.В.

судей  Горбик В.М., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Кривобоковым К.В.

при участии: 

от истца: представитель Яковлева О.Л. (по доверенности от 24.08.2015),

от ответчика: представитель не явился, уведомлен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-22064/2015)  Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 07.07.2015 по делу  № А26-2799/2015 (судья  Борунов И.Н.), принятое

по иску  ЗАО "ИМХО - Онего"

к Администрации Петрозаводского городского округа

о признании недействительным уведомления об изменении договора аренды,

 

установил:

Закрытое акционерное общество «ИМХО - Онего» (ОГРН: 1021000530374; ИНН: 1001012106; местонахождение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Гюллинга, 1) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН: 1021000538481; ИНН: 1001040505; местонахождение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании недействительной односторонней сделки - уведомления Администрации № 5.1-09-522 от 04.08.2014, изменяющего условия договора аренды земельного участка № 5494 от 15.02.2002 в части расчета арендной платы с применением рыночной стоимости земельного участка.

Решением арбитражного суда от 07.07.2015 иск удовлетворен.

Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями Закона Республики Карелия от 10.06.2013 года № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» (далее – Закон                № 1712-ЗРК) размер арендной платы для земельного участка, предоставленного в аренду Обществу,  определяется на основании рыночной стоимости земельного участка. Податель жалобы полагает, что  в порядке, предусмотренном часть 2 статьи 3 Закона № 1712-ЗРК, то есть для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, культуры, искусства и религии, физической культуры и спорта, Обществу земельный участок не предоставлялся, в связи с чем оснований для определения арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка не имеется.

О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассматривалось в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 26.11.2015, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Истца, апелляционный суд установил следующее.

15.02.2002 между Администрацией  (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды № 5494 в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:010101:015 общей площадью 112 846  кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, по проспекту Карла Маркса, предоставленного в пользование Ответчику из земель поселений для организации досуга и массового отдыха населения сроком на 49 лет.

Как было установлено судом первой инстанции, 01.04.2002 земельный участок с кадастровым номером 10:01:010101:015 снят с кадастрового учета, одновременно на кадастровый учет поставлен земельный участок с теми же графическими границами с кадастровым номером 10:01:010101:20.

04.08.2014 Администрация направила в адрес арендатора новый расчет арендной платы с 24.04.2014, который произведен в соответствии с Законом                   № 1712-ЗРК и определен как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на начало календарного года, в размере 19 969 537 руб. 50 коп. в год.

Ссылаясь на то, что исчисление арендной платы на основании рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованию законодательства, арендная плата должна быть исчислена как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании уведомления от 04.08.2014 недействительной сделкой.

 Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска, апелляционный суд  полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.03.2015, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом; при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Как было указано выше, уведомлением от 04.08.2014 Администрация изменила с 24.04.2014 размер арендной платы, который определен в соответствии с Законом № 1712-ЗРК исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Возражая против примененного Администрацией расчета, Общество указало, на необходимость ее исчисления исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с положениями Закона № 1712-ЗРК размер арендной платы за использование земельных участков определяется уполномоченными органами, одним из следующих способов: - на основании кадастровой стоимости земельных участков; - по результатам торгов (конкурсов, аукционов); - на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

В части 2 статьи 3 Закона № 1712-ЗРК перечислены случаи, когда арендная плата определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, в том числе для земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, культуры, искусства и религии, физической культуры и спорта.

Суд первой инстанции, установив, что на арендуемом Обществом земельном участке имеются памятники археологии,  посчитал, что спорный земельный участок может быть отнесен к категории земельных участков, на которых располагаются объекты культуры, физической культуры и спорта, в связи с чем расчет арендной платы должен производиться на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом, поскольку последний сделан без учета фактического землепользования, осуществляемого арендатором земельного участка.

В данном случае, земельный участок не был предоставлен Обществу в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 3 Закона № 1712-ЗРК, то есть для размещения объектов культуры. Согласно пункту 1.2 договора аренды участок предоставлен из земель поселений для организации досуга и массового отдыха населения. Данный вид разрешенного использования арендованного земельного участка  указан в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается  кадастровым планом земельного участка (л.д. 23).

Поскольку указанный вид разрешенного использования не входит в исчерпывающий перечень видов разрешенного использования, по которому законом и иными нормативно-правовыми актами установлена возможность исчисления арендной платы исходя из кадастровой стоимости, то арендодателем расчет арендной платы был произведен на основании рыночной стоимости земельного участка, что соответствует пункту 3 части 1 статьи 3 Закона № 1712-ЗРК.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  (далее – Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры            г. Петрозаводска спорный земельный участок находится в зоне: «Охраняемые исторические зеленые насаждения».

К этой категории относятся состоящие и предлагаемые к постановке на охрану:

- памятники ландшафтной архитектуры - Губернаторский сад, сквер у бывшей церкви Александра Невского, Левашовский бульвар, Петровский сад;

- отдельно стоящие деревья - памятники природы;

- памятник природы - Березовая роща на улице Калинина;

- зеленые насаждения исторических кладбищ;

- рядовые уличные посадки-аллеи по улице Пушкинской, Октябрьскому проспекту.

Режим использования территории исторических зеленых насаждений заключается в следующем:

-  незыблемость границ;

-  воссоздание исторической планировки и малых форм садово-паркового искусства;

- сохранение и воссоздание характера посадок и породного состава деревьев и кустарников;

- обеспечение физической сохранности отдельно стоящих деревьев.

Согласно ст. 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Между тем, деятельность Общества не связана с проведением на данном земельном участке каких-либо работ по восстановлению, воссозданию либо реконструкции объектов археологического наследия, в связи с чем оснований для расчета арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 3 Закона № 1712-ЗРК, не имеется.

Учитывая изложенное, расчет арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером 10:01:010101:015 на основании его рыночной стоимости представляется обоснованным, основания для признания недействительным уведомления от  04.08.2014 отсутствуют.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 07.07.2015 отменить.

В удовлетворении иска отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Я.В. Барканова

Судьи

 

В.М. Горбик

 

Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу n А56-52979/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также