Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А26-7734/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 июля 2015 года

Дело №А26-7734/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  08 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Чижиков Е.Н. – доверенность № ЛПМ/0067/1 от 30.12.2014

от ответчика (должника): не явился (извещен)

от третьих лиц: не явились (извещены)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8372/2015) общества с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.02.2015 по делу № А26-7734/2014 (судья Левичева Е.И.), принятое

по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Техпром», Администрация Сегежского городского поселения

о признании незаконным приказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат «Сегежский» (ОГРН 1081032000906, адрес: 186421, Республика Карелия, г.Сегежа, ул.Кирова, 1А; далее - заявитель, Общество, ООО «ЛДК «Сегежский») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г.Петрозаводск, наб.Варкауса, д.1А; далее - Карельское УФАС, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным приказа от 26 мая 2014 года «О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов», и обязании антимонопольный орган исключить ООО «ЛДК «Сегежский» из указанного реестра (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Общество также обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Техпром» и Администрация Сегежского городского поселения.

Решением от 13.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда по настоящему делу и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, необоснованно не приняты доводы Общества о неправильном установлении антимонопольным органом границ товарного рынка, не учтено, что все четыре тепловые сети принадлежат одному собственнику – Администрации Сегежского городского поселения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Карельское УФАС и третьи лица извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. От Управления поступил письменный отзыв (вх. от 06.07.2015 № 7-12585), в котором доводы жалобы признаны необоснованными.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17.03.2014 в адрес Управления поступило заявление ООО «Техпром» с жалобой на действия ООО «Сегежа-Энерго» на отказ в заключении договора на поставку тепловой энергии.

В ходе проведения проверки заявления ООО «Техпром» Карельским УФАС произведено исследование состояния конкурентной среды на рынке производства и продажи тепловой энергии в границах Сегежского городского поселения за период с 01.01.2013  по 01.05.2014, составлен аналитический отчет (том 1, л.д. 72-75).

Из аналитического отчета следует, что система теплоснабжения г. Сегежа состоит из 4-х котельных, принадлежащих ООО «Сегежа-Энерго», ООО «ЛДК «Сегежский», ФКУ Исправительная колония № 7 и ФКУ Следственный изолятор № 10/2, и присоединенных к ним тепловых сетей. Сети являются замкнутыми и не пересекающимися. Доля владельца источника тепловой энергии на рынке производства и продажи тепловой энергии по каждой котельной составляет 100 % в границах, присоединенных к котельной тепловых сетей.

По результатам аналитического отчета Управлением издан приказ от 26.05.2014 № 121 о включении заявителя в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (т. 1 л.д.14-15).

Полагая включение в Реестр незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с обжалованием приказа Карельского УФАС от 26.05.2014 № 121.

Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу заявления, признав причины пропуска срока уважительными, однако,  исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 210 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления ООО «ЛДК «Сегежский».

Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

В силу подпункта «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр).

Реестр представляет собой специальный инструмент, посредством которого обеспечивается реализация таких целей регулирования Закона № 135-ФЗ, определенных в части 2 статьи 1, как защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Включение хозяйствующих субъектов в Реестр дает антимонопольным органам право осуществлять в отношении таких субъектов государственный контроль за экономической концентрацией (юридически значимыми действиями, связанными с судьбой таких субъектов; совершаемыми ими сделками, заключаемыми соглашениями - глава 7 Закона № 135-ФЗ), что направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц и сопряжено с возложением на доминанта дополнительных обязанностей и ограничений в реализации его субъективных прав в сфере предпринимательской деятельности.

Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 утверждены Правила формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Правила).

 В соответствии с пунктом 1 Правил реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 Формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

 Согласно пункту 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).

Решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения оформляются приказом антимонопольного органа (пункт 16 Правил).

В силу положений пункта 8 Правил доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона № 135-ФЗ. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.

Как следует из содержания пункта 13 Правил, основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок).

Данный Порядок разработан на основании Закона о защите конкуренции и используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (пункту 1.1 Порядка).

Согласно пункту 1.3 Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.

Содержание вышеприведенного правила позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что исследование  рынка по временному интервалу может быть  ретроспективным и перспективным. При первом исследуются характеристики, которые сложились до момента проведения анализа, при втором - существующие на момент проведения исследования с анализом последующего воздействия, и ни один из них не исключает исследование периода проведения анализа, а также периода, в котором совершено нарушение (если анализ проводится в ходе рассмотрения дела об антимонопольном правонарушении).

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы) (пункт 4.2 Порядка).

Согласно пункту 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами: методом «тест гипотетического монополиста», который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка; методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок.

Согласно пункту 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если: объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом рынке.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  Управлением при проведении исследования состояния

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А56-69061/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также