Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу n А56-81721/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 июля 2015 года

Дело №А56-81721/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     13 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  Милашунас Ю.А.,

при участии: 

от истца: Киушкина Е.В., доверенность от 19.03.2015, Холмогорова О.Н., доверенность от 12.01.2015;

от ответчика: Целиков Д.В., доверенность от 25.12.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13698/2015) открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 апреля 2015 года по делу № А56-81721/2014 (судья Орлова Е.А.), принятое

по иску открытого акционерного общества «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (адрес: 187326, Ленинградская область, Кировский район, п. Приладожский, д. 23 А; ОГРН: 1044700565172)

к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Ленэнерго»

(место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, Площадь Конституции, д. 1; ОГРН: 1027809170300)

о взыскании 48 346 150 рублей,  

установил:

открытое акционерное общество «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (далее – ОАО «ЛОУЭК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее – ОАО «Ленэнерго») 104 285 786 рублей 67 копеек задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии (мощности) в части перетока электроэнергии по сетям истца в объеме 81 813 102 кВт за август-октябрь 2014 года, также просил понудить ответчика подписать дополнительное соглашение к договору о включении точек приема (отпуска) электроэнергии (мощности) относительно имущества (по бывшей зоне деятельности ООО «УСК») в редакции истца, 200 000 рублей расходов по оплате госпошлины.

Определением суда от 20.01.2014 приняты к рассмотрению уточненные исковые требования истца в части взыскания основного долга, принят частичный отказ от требований в части понуждения ответчика подписать дополнительное соглашение к договору №08-542 от 011.01.2008 г. о включении точек приема (отпуска) электроэнергии (мощности) относительно имущества (по бывшей зоне деятельности ООО «УСК») в редакции истца.

Решением от 14.04.2015 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе ОАО «Ленэнерго» просит решение суда от 14.04.2015 отменить, в иске отказать, поскольку ОАО «ЛОУЭК» оказывало ОАО «Ленэнерго» услуги по передаче электрической энергии при использовании объектов электросетевого хозяйства, ранее принадлежавших ООО «УСК», которому на второе полугодие 2014 года установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии с использованием спорного электрооборудования. ОАО «ЛОУЭК» при установлении тарифа регулирующим органов, спорное имущество не учтено, однако, действующий тариф для ООО «УСК» полностью покрывает расходы на содержание и обслуживание сетей, дополнительное взыскание стоимости услуг по передаче электрической энергии приведет к неосновательному обогащению ОАО «ЛОУЭК».

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2015 проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что между открытым акционерным обществом «Управляющая энергетическая компания» (исполнитель, смежная сетевая организация, правопредщественник ОАО «ЛОЭСК») и ОАО «Ленэнерго» (заказчик, сетевая организация) заключен договор от 01.01.2008 № 08-542 оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, согласно которому ОАО «ЛОЭСК» обязуется оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, а заказчик - оплачивать эти услуги в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных договором.

На основании договоров купли-продажи движимого имущества № 00-933/2014 КПИ от 25.08.2014, предприятия как имущественного комплекса № 00-905/2014 КПИ от 26.08.2014, ОАО «ЛОЭСК» приобрело в собственность объекты электросетевого хозяйства (имущество), с использованием которых ООО «УСК» оказывало ОАО «Ленэнерго» услуги по передаче электрической энергии.

ОАО «ЛОЭСК» уведомило ОАО «Ленэнерго» и ЛенРТК об увеличении точек приема (отпуска), состава потребителей (изменение границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей), для которых производится передача электрической энергии (мощности), заявило о необходимости  подписания дополнительного соглашения к договору от 01.01.2008 № 08-542 о включении точек приема (отпуска) электроэнергии (мощности) относительно имущества (по бывшей зоне деятельности ООО «УСК») и предъявило к оплате ОАО Ленэнерго» 104 285 786 рублей 67 копеек стоимости услуг по передаче электроэнергии в части перетока электроэнергии по его сетям в объеме 81.813.102 кВтч за период август – октябрь 2014 года.

Факт оказания ОАО «ЛОЭСК» услуг подтвержден актами об оказании услуг № 18Л от 30.09.2014, № 18.1 от 30.09.2014, № 15.1 от 31.10.2014, № 21.1 от 31.10.2014, сводными актами учета показаний средств измерений электроэнергии по точкам приема филиала ОАО «ЛОЭСК» «Пригородные электросети» за период август – октябрь 2014.

Поскольку индивидуальный тариф для ООО «УСК» установлен ниже индивидуального тарифа для ОАО «ЛОЭСК», последнее предъявило требование о взыскании с ОАО «Ленэнерго» 104 285 786 рублей 67 копеек задолженности, состоящей из межтарифной разницы между индивидуальным тарифом для ОАО «ЛОЭСК» и индивидуальным тарифом для ООО «УСК».

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что ОАО «Ленэнерго» («держатель котла») вправе заявить о возникновении дополнительных расходов (убытков), возникших в связи с изменением состава электросетевого хозяйства сетевой организации (ОАО «ЛОЭСК»), в регулирующий орган (ЛенРТК) при установлении тарифов на следующий период регулирования, а изменение объемов передачи электроэнергии, состава оборудования не влечет для сетевой организации пересмотра установленного тарифа в течение срока его действия.

Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился и отменил решение от 14.04.2015 на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пунктом 4 Правил № 861 оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статьи 779 и 781 ГК РФ).

В силу пункта 34 Правил № 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.

В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 6, 46 - 48 Правил № 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования).

Пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178) установлено, что цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2).

Тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа (пункт 10 раздела III Основ ценообразования, пункты 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний № 20-э/2).

В основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.

По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.

Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования.

Вместе с тем в силу статьи 10 ГК РФ злоупотребление стороной спора правом лишает ее судебной защиты.

Обстоятельства, связанные с получением дополнительных объектов электросетевого хозяйства в течение периода регулирования, имеют значение для рассмотрения дела. Требование об оплате услуг по этим сетям может быть квалифицировано как злоупотребление правом в случае, если оно направлено исключительно на обход правовых норм о государственном регулировании цен и подрыв баланса интересов потребителей услуг и сетевых организаций. Подобные действия открывают возможность одним сетевым организациям неосновательно обогащаться посредством произвольной передачи объектов электросетевого хозяйства в течение периода регулирования от сетевой организации с низким тарифом к сетевой организации с высоким тарифом, с другой - ведет к убыткам для сетевых организаций, недополучившим НВВ ввиду указанных действий, и, как следствие, переложению бремени возмещения этих убытков в последующем либо на конечных потребителей непосредственно, либо опосредованно за счет мер бюджетного регулирования.

ОАО «Ленэнерго» помимо прочего заявляло довод о злоупотреблении ОАО «ЛОЭСК» своими правами, выразившемся в том, что сделка купли-продажи спорных объектов электросетевого хозяйства в середине периода тарифного регулирования осуществлена с единственной целью - неосновательного получения истцом излишка НВВ.

При оценке доводов о злоупотреблении правом подлежат проверке обстоятельства, связанные с экономическим смыслом получения объектов электросетевого хозяйства в собственность, реальными целями, которые преследовали стороны договора, можно предположить, что они были направлены на искусственное перераспределение финансовых потоков, формирующих совокупную НВВ, в свою пользу. Распределение денежных средств должно осуществляться законным способом.

В связи с изменением точек приема (отпуска) электрической энергии в сеть (из сети) соответствующие дополнительные соглашения к договору сторонами не подписаны,  услуги потреблены ответчиком в период действия установленных тарифов на соответствующий год регулирования, в котором имело место потребление услуг и изменение состава точек приема (отпуска).

Расчеты между территориальными сетевыми организациями осуществляются по тарифам на услуги по передаче электрической энергии, которые определяются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу n А26-8415/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также