Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу n А57-4825/09. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А57-4825/09 «06» августа 2009 года Резолютивная часть постановления объявлена «04» августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «06» августа 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И., при участии в заседании: от закрытого акционерного общества «Саратовское предприятие городских электрических сетей» - Ляпунова С.И., доверенность от 02.06.2007г., от Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» - Прокопенко М.В., доверенность № 02-02/456 от 25.05.2009г., от Администрации города Саратова - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление № 94110), от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление № 94111), от Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление № 94112), от Муниципального учреждения Дирекция Единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление № 94113), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов) на решение арбитражного суда Саратовской области от «05» июня 2009 года по делу № А57-4825/09, принятое судьей Потаповой Н.А., по иску закрытого акционерного общества «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (г. Саратов) к Муниципальному образованию город Саратов в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов) Администрации города Саратова (г. Саратов) Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова (г. Саратов) Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов) третье лицо: Муниципальное учреждение Дирекция Единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова (г. Саратов) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 225 182,59 руб., УСТАНОВИЛ:В арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее по тексту ЗАО «СПГЭС», истец) с исковым заявлением к Муниципальному образованию город Саратов в лице Комитета по финансам Администрации города Саратова, Администрации города Саратова, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова, Администрации Фрунзенского района города Саратова о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности Муниципального учреждения Дирекция Единого заказчика по Фрунзенскому району города в сумме 1 412 667, 68 рублей. Решением арбитражного суда Саратовской области от 05.06.2009г. с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств Казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца - Закрытого акционерного общества «Саратовское предприятие городских электрических сетей» в порядке субсидиарной ответственности взыскана сумма долга в размере 225 182 руб. 59коп. В отношении остальных ответчиков в иске отказано. Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Представитель ЗАО «СПГЭС» считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать. В материалах дела имеется ходатайство Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Администрации города Саратова, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова, Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Муниципального учреждения Дирекция Единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания. Исследовав материалы дела, выслушав представителей ЗАО «СПГЭС», Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, решением арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2008 г. по делу № А-57-5409/08-21 с МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» в пользу ЗАО «СПГЭС» взыскана задолженность в размере 219 296 руб. 59коп. и расходов по уплате госпошлины в сумме 5 886 рублей. Решение суда вступило в законную силу, и 22.09.2008 г. истцу выдан исполнительный лист № С 163490 для принудительного исполнения. Исполнительный лист в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предъявлен на исполнение в Отдел по Фрунзенскому району УФССП РФ по Саратовской области 22.10. 08г. Отделом по Фрунзенскому району УФССП РФ по Саратовской области было возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу №С163490, выданному 22.09.2008г., которое 03.12.2008г. было окончено в связи с невозможностью взыскания по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен взыскателю. В последующем исполнительный лист поступил на исполнение в Комитет по финансам Администрации г. Саратова, который письмом за № 07-02-11/141 от 2.03.2009г. сообщил взыскателю о том, что МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» не является получателем средств бюджета города и, соответственно, лицевой счет данному учреждению в Комитете по финансам Администрации г. Саратова не открыт, в связи с чем, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения. Поскольку основным должником - МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» решение арбитражного суда не исполнено, истец обратился в суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что с учетом норм действующего законодательства и представленных в материалы дела документов исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам Администрации муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов». Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 ГК РФ», исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, когда основной должник отказался удовлетворить требования кредитора. Из материалов дела следует, что основной должник по исполнительному листу № С163490 от 22.09.2008г. - МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району» по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением. Собственником имущества МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району» является Муниципальное образование «Город Саратов». МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» не имело и не имеет лицевого счета получателя средств бюджета в Комитете по финансам администрации г. Саратова. Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета по финансам администрации г. Саратова от 2.03.2009г. № 07-02-11/141 и не оспаривается ответчиками. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, исполнение исполнительного документа по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ посредством направления исполнительного документа в Комитет по финансам администрации г. Саратова, т.е. в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не представлялось возможным ввиду установленного и известного истцу факта отсутствия у МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» лицевого счета, как получателя средств бюджета города в Комитете по финансам. В силу пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что до предъявления иска к субсидиарному должнику истец совершил все действия, необходимые для удовлетворения своих требований за счет основного должника и получения присужденной суммы. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования. Представителем казны МО "Город Саратов" является Комитет по финансам администрации МО «Город Саратов». В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Пунктом 3 решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам администрации г. Саратова. В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 Положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов. В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Интересы казны в силу статей 124, 125, 1071 Гражданского кодекса РФ представляют финансовые органы. Нормативно-правовые акты, определяющие иные государственные органы в качестве уполномоченных выступать в суде от имени муниципального образования, в том числе устанавливающих главных распорядителей средств местного бюджета, на день обращения истца с иском в арбитражный суд не приведены. Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и представленных в материалы дела документов исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам Администрации муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности правомерно произведено судом с муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации муниципального Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу n А57-18911/08-2. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|