Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А72-3656/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 августа 2014 года.                                                                            Дело № А72-3656/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Холодной С.Т., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - Данилов И.В., доверенность от 15 апреля 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 июня 2014 года по делу № А72-3656/2014 (судья Мызров С.Н.),

по заявлению государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, город Уфа Республики Башкортостан,

к обществу с ограниченной ответственностью «Современная транспортная компания-Авто» (ИНН 7302028414, ОГРН 10473000106182), город Димитровград Ульяновской области,

о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Современная транспортная компания-Авто» (далее - общество, ответчик) о взыскании 771 521 руб. 65 коп., составляющих: 343 719 руб. - сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акту взвешивания № 223 от 25.04.2013 г.; 24 733 руб. 45 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно акту взвешивания № 223 от 25.04.2013 г. за период 314 дней по состоянию на 19.03.2014 г. и с дальнейшим начислением процентов на сумму долга по день его фактической уплаты; 376 012 руб. - сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акту взвешивания № 224 от 25.04.2013 г.; 27 057 руб. 20 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно акту взвешивания № 224 от 25.04.2013 г. за период 314 дней по состоянию на 19.03.2014 г. и с дальнейшим начислением процентов на сумму долга по день его фактической уплаты.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований истцу отказано.

Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25.04.2013 г. при осуществлении весового контроля на 75 км. а/д Бураево-Старобалтачево-Куеда сотрудниками Госавтоинспекции совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства марки МЕРСЕДЕС-БЕНЦ модель 1835ES, регистрационный номер А 939 НК 73, с полуприцепом марки ЕВРОЛОР модель 1.21Е, регистрационный номер AM 7429 73, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Ежова Александра Евгеньевича.

Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства на тягач 73 XX № 219096, на полуприцеп 73 XX № 219088.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании ВА-15С-2 (заводские номера 1925 и 1926). Данные весы признаны пригодными к применению и проверены 29.11.2012 г., что подтверждается отметкой о проверке № 018677515 в свидетельстве о проверке № 7/2794 от 29.11.2012 г. действительной по 29.112013 г., приложение № 8, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 223 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 25.04.2013 г.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, по расчету истца составила 354 661 руб.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.

ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензию № 2326 от 05.07.2013 г. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ не был получен, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.

В связи с тем, что в акте № 223 от 25.04.2013 г. программный расчет был произведен без учета погрешности 2%, ГКУ Служба весового контроля РБ впоследствии составила уточненный расчетный лист от 02.10.2013 г. к акту № 223 от 25.04.2013 г., сумма ущерба по которому составила 343 719 руб., вместо 354 661 руб.

25.04.2013 г. при осуществлении весового контроля на 75 км. а/д Бураево-Старобалтачево-Куеда сотрудниками Госавтоинспекции совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание грузового автомобиля марки МЕРСЕДЕС -БЕНЦ модель АКТРОС 1835 LS, регистрационный номер А 940 НК 73, с полуприцепом марки ЕВРОЛОР модель 1.21Е, регистрационный номер AM 7431 73, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Чернышева Юрия Николаевича.

Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства: на тягач 73 XX №219095, на полуприцеп 73 XX № 219087.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании ВА-15С-2 (заводские номера 1925 и 1926). Данные весы признаны пригодными к применению и проверены 29.11.2012 г., что подтверждается отметкой о проверке № 018677515 в свидетельстве о проверке № 7/2794 от 29.11.2012 г. действительной по 29.11.2013 г., приложение № 8, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 224 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 25.11.2013 г. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, по расчету истца составила 390 825 руб.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.

ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензию № 2325 от 05.07.2013 г. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ не был получен, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.

В связи с тем, что в акте № 224 от 25.04.2013 г. программный расчет был произведен без учета погрешности 2%, ГКУ Служба весового контроля РБ впоследствии составила уточненный расчетный лист от 02.10.2013 г. к акту № 224 от 25.04.2013 г., сумма ущерба по которому составила 376 012 руб., вместо 390 825 руб.

Кроме того, истцом в соответствии со ст. 395 ГК РФ заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

В соответствии с Указанием Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-у», на дату подачи искового заявления 19.03.2014 г. размер ставки рефинансирования составляет 8,25%.

При этом период просрочки уплаты суммы ущерба на дату подачи искового заявления 19.03.2014 г. по акту взвешивания № 223 от 25.04.2013 г. составляет 314 дней, по акту взвешивания № 224 от 25.04.2013 г. составляет 314 дней.

При таких обстоятельствах, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 5451/09 от 22.09.2009 г., по акту № 223 от 25.04.2013 г. составляет 24 733 руб. 45 коп., по акту № 224 от 25.04.2013 г. составляет 27 057 руб. 20 коп.

Поскольку денежные средства ответчиком не были выплачены, истец обратился в суд с исковым заявлением.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

Согласно п. 11, 13 ст. 11 Федерального закона № 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона № 257-ФЗ со дня вступления в силу Федерального закона № 257-ФЗ и до приведения в соответствие с указанным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 257-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 257-Ф3 движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

Пунктом 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996 г. (зарегистрирована Минюстом России 08.08.1996 г., регистрационный № 1146) (далее - Инструкция), которая применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 257-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I приложения 1 к данной Инструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств,  механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Аналогичное правило закреплено п. 1.6 вышеуказанной Инструкции, согласно которому плата взимается с владельцев или пользователей транспортных средств.

В соответствии с п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.

Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272).

При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 30 Федерального закона № 257-ФЗ, временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А65-29669/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также