Недвижимость, ценные бумаги, банковские счета, акции в капитале организаций – все вышеперечисленное имущество подпадает под норму закона о добровольном декларировании физическими лицами имущества. Соответствующий законопроект был направлен на рассмотрение Госдумой после одобрения Кабмином.
Игорь Шувалов, первый вице-премьер РФ, предполагает, что закон будет принят до 1 июня 2015 года. Реализация проекта создаст правовой фундамент для возвращения в РФ имущества, вывезенного с нарушением налогового, таможенного, валютного законодательства, а также обеспечит перерегистрацию на фактических владельцев, а не номинальных.
Согласно документу, чтобы задекларировать имущество, гражданину будет необходимо подать в налоговый орган специальную декларацию. Этот процесс будет бесплатным (не предполагает уплату налогов или сборов). Также, закон гарантирует участникам амнистии капиталов освобождение от либо-какой ответственности в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2014 года.
Какое количество россиян захотят воспользоваться новой нормой закона? Какие преимущества получит государство от добровольного декларирования?
- Идея добровольного декларирования физическими лицами имущества и банковских счетов в условиях кризисных явлений в отечественной экономике направлена на получения дополнительных средств в бюджет и нормализации делового климата. Именно эти цели преследуются амнистией капиталов в международной практике. Однако в России речь преимущественно идет о налоговой амнистии, согласно условиям которой декларирование не потребует уплаты каких-либо налогов или сборов. Соответственно, не приходится говорить о существенном покрытии за счет реализации идеи амнистирования бюджетного дефицита. Главным правовым последствием добровольного декларирования станет освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2014 года. При таким обстоятельствах, определенные сомнения вызывает также и то, что отток капитала, имевший место в связи с нарушениями налогового законодательства, изменит русло и будет направлен в экономику России. В части же доходов, которые были оставлены в стране, но не были легализованы, действие инициативы для экономики никакого эффекта не произведет. Открытие источников дохода и имущества может явиться дополнительной мерой последующего контроля со стороны государства за ними, что скорее вызовет обратную реакцию бизнес сообщества. С другой стороны, перспективы уклонения от участия в программе добровольного декларирования также предсказуемы, и могут повлечь за собой весьма неприятные последствия для бизнеса. Однако отсутствие видимых положительных последствий для государства, не означает необходимости устранения от участия в амнистии капитала. Для хозяйствующих субъектов профитом, предполагаю, могут явиться льготные либо упрощенные условия осуществления деятельности, хотя упоминание именно таких мер в предлагаемом документе отсутствует. В противном случае, неуверенность в стабильности и безопасности нахождения капитала в стране вновь станет решающим моментом, не позволяющим инвесторам убедиться в эффективности использования капитала внутри страны. Таким образом, добровольное декларирование дохода и имущества должно стать не основанием, а следствием применения государством мер, направленных на улучшение делового климата. Пока же адекватных предложений в этой части не прозвучало. Стоит вспомнить и о том, что прошлые попытки государства амнистировать капиталы большим успехом не увенчались и не привели к желаемому результату.