Административная ответственность работодателя и иностранных работников за нарушение миграционного законодательства на территории РФ
Как известно, незнание правовых
обязанностей иностранными работниками и
организациями, которые принимают таких
граждан на работу, не освобождает
нарушителей закона от ответственности и
зачастую приводит к неблагоприятным
последствиям. В данной статье рассматриваются меры
административной ответственности за
наиболее частые правонарушения,
совершаемые организациями, а так же
иностранными гражданами.
Известно, что административная
ответственность - это применение мер
административного наказания (штраф,
административное приостановление
деятельности компании, административное
выдворение иностранного гражданина за
пределы РФ) судьями и должностными лицами
органов исполнительными власти за
неисполнение или ненадлежащее исполнение
установленных государством правил, норм и
стандартов, предусмотренных
административными нормами права.
Согласно российскому законодательству
иностранные компании и иностранные
работники несут административную
ответственность на территории России на
общих основаниях. Вопрос об
административной ответственности
иностранного гражданина, пользующегося
иммунитетом от административной
юрисдикции Российской Федерации,
разрешается в соответствии с нормами
международного права.
Необходимо понимать, что административная
ответственность налагается на юридическое
лицо судьей или должностным лицом в
отношении каждого иностранного работника в
отдельности. А значит, максимальные штрафы
могут быть очень высокими. Величина штрафов
регулируется Кодексом Административных
Правонарушений РФ (КоАП РФ).
Среди частых нарушений фигурирует
нарушение правил привлечения иностранных
работников к трудовой деятельности.
Допущение иностранного работника к работе
в отсутствие у работодателя разрешения на
привлечение иностранных работников, если
требуется в соответствии с
законодательством, а также допущение
иностранного работника к работе без
разрешения на работу влечет наложение на
работодателя штрафа от двухсот пятидесяти
тысяч до восьмисот тысяч рублей. В сложных
ситуациях возможно административное
приостановление деятельности компании до
девяноста суток.
С приемом на работу, а также с увольнением
иностранных работников связаны
обязательные процедуры по уведомлению о
том ряда органов государственной власти.
При этом законом установлены конкретные
временные рамки, в течение которых
работодатель должен подать
соответствующие уведомления в каждый из
государственных органов. К примеру,
работодатель обязуется подать уведомление
о привлечении к трудовой деятельности
иностранного гражданина либо о расторжении
трудового (гражданско-правового) договора в
налоговый орган в течение 10 календарных
дней. При приеме на работу и увольнении
иностранных граждан, прибывших в РФ в
безвизовом режиме, дополнительно
необходимо уведомлять орган занятости
населения и Федеральную Миграционную
Службу (ФМС) в течение 3-х рабочих дней. Если
речь идет о высококвалифицированных
специалистах, работодатель обязуется
ежеквартально, не позднее последнего дня
месяца, который следует за отчетным
кварталом, направлять в ФМС уведомление об
исполнении обязательства по выплате такому
сотруднику заработной платы, о
предоставлении сотруднику отпуска без
сохранения заработной платы на срок более
одного месяца, а также о расторжении
трудового (гражданско-правового) договора.
Однако, как показывает судебная практика,
штрафы налагаются не за превышение сроков,
отведенных для указанных процедур, а за
неуведомление государственных органов.
Иногда работодатель сталкивается с
нарушениями со стороны иностранного
работника условий трудового
(гражданско-правового) договора. Об этом,
равно как и о досрочном расторжении
договора, компания должна в обязательном
порядке подать сведения в ФМС. Если же
иностранец самовольно оставил место работы
(или место пребывания), работодатель
направляет соответствующие сведения не
только в ФМС, но и в Федеральную Службу
Безопасности РФ.
По сравнению с неуведомлением
государственных органов, непредставление
или несвоевременное представление в
государственный орган сведений
(информации), равно как представление таких
сведений в неполном объеме или в искаженном
виде, влечет за собой не столь суровую
ответственность. В лучшем случае
работодателю и работнику может быть
сделано предупреждение. Но также может быть
наложен административный штраф на граждан
в размере от ста до трехсот рублей; на
должностных лиц - от трехсот до пятисот
рублей; на юридических лиц - от трех до пяти
тысяч рублей.
При кажущейся незначительности сумм
штрафов их наложение может иметь
неприятные последствия как для компании,
так и для самого иностранца. Так, при
неоднократных административных
правонарушениях такому гражданину в
дальнейшем может быть отказано в получении
российской визы и разрешения на работу для
осуществления трудовой деятельности в РФ.
Если речь идет о высококвалифицированных
специалистах, их не соответствующее
российскому закону поведение может бросить
тень на деятельность его работодателя,
которому Миграционной Службой может быть
отказано в дальнейшем привлечении как
данного иностранного работника, так и иных
высококвалифицированных специалистов в
течение трех лет.
Также среди нарушений часто встречается
нарушение правил пребывания (проживания)
иностранных граждан в РФ.
Необходимо помнить, что, согласно
Федеральному закону от 18.07.2006 №109-ФЗ «О
миграционном учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в Российской
Федерации», иностранные граждане при
въезде в РФ вправе сами выбрать пребывания
и, соответственно, их постановки на
миграционный учет по данному адресу. Местом
пребывания может являться как адрес
приглашающей компании, так и фактический
адрес проживания. Если в течение 7-ми
рабочих дней иностранец передал
необходимые сведения принимающей стороне,
она обязана выполнить установленные
законом действия по регистрации иностранца
по соответствующему месту пребывания.
Неисполнение данной обязанности, а также
превышение 7-мидневного лимита времени,
установленного для данной процедуры,
влечет наложение административного штрафа
на собственников жилого помещения в
размере от двух тысяч до четырех тысяч
рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч
до пятидесяти тысяч рублей; на юридических
лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч
рублей.
В свою очередь иностранному гражданину за
нарушение правил въезда, режима пребывания,
как и за нарушение правил осуществления
трудовой деятельности, применяются санкции
в виде штрафа от двух до пяти тысяч рублей, а
за грубые нарушения должностным лицом
государственного исполнительного органа
может быть подано ходатайство в суд о
применении наказания в виде его
административного выдворения иностранца
за пределы РФ.
Например, иностранный гражданин, прибывший
в РФ в безвизовом режиме, может находиться
на территории России с частными целями с
действующей регистрацией по месту
пребывания непрерывно до девяноста суток.
Если в течение указанного периода данный
гражданин не оформил разрешение на работу и
не встал на миграционный учет по адресу
работодателя, до истечения девяноста суток
ему необходимо выехать из России.
Превышение отведенного срока нахождения
иностранца в РФ влечет за собой наложение
штрафа в размере от двух до пяти тысяч
рублей, а при значительной задержке на
территории России без соответствующих
оснований может повлечь применение
наказания в виде административного
выдворения за пределы РФ с последующими
ограничениями в осуществлении трудовой
деятельности на территории РФ.
Также не допускается нахождение прибывших
в Россию по визе иностранных граждан после
истечения срока действия визы. В противном
случае к данному гражданину могут быть
применены санкции, как для нарушивших
правила пребывания в РФ граждан, прибывших
в Россию в безвизовом режиме. Более того,
приглашающая компания также несет
ответственность за это и может
подвергнуться наложению штрафа в размере
от четырехсот тысяч до пятисот тысяч
рублей.
Подводя итог, обращаем внимание читателя на
то, что исполнительные органы
государственной власти в сфере миграции
ежегодно составляют план проверок
компаний, приглашающих иностранцев с
деловыми целями. Также осуществляются
внеплановые проверки компаний, если
государственным органом выявлены
какие-либо административные нарушения со
стороны иностранного гражданина или
принимающей стороны.
|