Госзакупки в сфере Интернет
Государство не понимает целей и задач, для
которых оно размещает заказы на создание
различных Интернет-ресурсов или
проведение рекламных компаний в сети
Интернет. Как следствие, госсредства
расходуются неэффективно и
государственные заказчики приобретают
ненужные, нефункциональные
Интернет-ресурсы или услуги рекламы в сети
Интернет. История первая.
Начну, пожалуй, с наиболее нашумевшей
истории с закупкой Роспотребнадзором
новой версии своего сайта.
Роспотребнадзором был объявлен конкурс на
создание новой версии Интернет-сайта со
стартовой ценой 5 миллионов рублей и сроком
исполнения 9 дней. Штрафные санкции за
нарушение сроков исполнения госконтракта
составляли 5% за каждый день просрочки
исполнения госконтракта, что составляет
более 1800% годовых.
Понятно, что сделать подобный Интернет
ресурс за столь короткие сроки невозможно.
Если учитывать сроки исполнения
госконтракта и штрафные санкции в
совокупности, то однозначно возникает
ощущение, что условия конкурса могут
привести к ограничению конкуренции.
Об этом я как раз и говорил на заседании
комиссии ФАС России при рассмотрении
жалобы на условия конкурса, поданной одним
из потенциальных участников.
К сожалению, на тот момент комиссия ФАС
России не смогла разрешить эту ситуацию и
просто зафиксировала нарушения порядка
подсчета баллов, установленного в
конкурсной документации, и выделила
материалы на предмет исследования
возможного ограничения конкуренции в
отдельное производство (решение по этим
материалам до сих пор не вынесено).
Далее по этому конкурсу произошло
следующее, из нескольких компаний
участников конкурса победителем была
признана организация, предложившая
максимальную цену 4 950 000 рублей со сроком
исполнения госконтракта 5 дней.
Удивительно, что госконтракт должен быть
выполнен не позднее 8 декабря 2010г., однако на
29 декабря 2010г. новый сайт Роспотребнадзора
размещен не был.
Таким образом, победитель конкурса должен
уплатить Роспотребнадзору исходя из
штрафных санкций по госконтракту около 5
миллионов рублей (начальная стоимость
госзакупки).
Интересной оказалась реакция Министерства
связи РФ на нашу просьбу провести
экспертизу на предмет возможности создать
новый сайт Роспотребнадзора за 9 или 5
дней.
В своем ответе Минсвязи сообщило, что по
результатам проведенного исследования оно
пришло к выводу, что такой сайт можно
создать в сжатые сроки, но не дало
конкретного ответа на поставленные нами
вопросы.
В результате, как наверное многим стало
известно, Интернет-общественность
выяснила, что сайт Роспотребнадзора скорее
всего сделан с помощью бесплатных
приложений, не выдерживает нагрузки
большого количества посещений и, кроме
того, обычным посетителям предоставляет
возможности администратора сайта.
На мой взгляд, эта история - яркий пример
неэффективного расходования госсресдств,
чем в ближайшее время по нашей просьбе
займется Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора.
История вторая.
В ней я хотел бы рассказать о проведении
конкурса Минздравом на закупку социальной
сети о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru.
Цель – проинформировать общественность о
здоровом образе жизни.
Задачи для участников конкурса - обеспечить
не менее 25 000 уникальных посетителей
портала ежедневно.
Начальная цена контракта 40 миллионов
рублей.
Победителем конкурса была признана
компания, предложившая наиболее высокую
цену из всех участников конкурса - порядка 39
миллионов рублей.
Интересно, что при отборе победителя, члены
конкурсной комиссии ставили абсолютно
одинаковые оценки конкурсных заявок
участников, как если бы они многократно
выбрасывали на кубиках одно и то же число.
Техническое задание конкурса его
победитель не выполнил, Интернет трафик
посетителей портала www.takzdorovo.ru , скорее
всего, был накручен с помощью дочерней
компании победителя, что нам подтвердили
эксперты в своем заключении.
После сдачи работ исполнителем заказчику
посещаемость портала резко упала, кроме
того, есть подозрения, что заявленная в
конкурсной документации посещаемость так и
не была достигнута.
То есть цель госзакупки не выполнена, а
средства израсходованы в пустую.
Нами была подана жалоба в Федеральную
службу финансово-бюджетного надзора,
которая поручила Министерству связи и
массовых коммуникаций РФ провести
экспертизу целесообразности создания
портала www.takzdorovo.ru.
В результате проведенной Министерством
связи и массовых коммуникаций РФ
экспертизы было установлено, что расходы на
создание Интернет портала www.takzdorovo.ru
завышены.
Фактически госсредства на создание портала
www.takzdorovo.ru были израсходованы неэффективно.
Чтобы окончательно убедиться в этом, мы
запросили у Минздрава данные об
Интернет-статистике посещаемости портала
www.takzdorovo.ru и копии заявок участников
конкурса на создание портала.
Минздрав дважды отказывал в предоставлении
этой информации, считая ее коммерческой
тайной.
В результате действия Минздрава по отказу в
предоставления информации являются
предметом проверки Генеральной
прокуратуры РФ, а также обжалуются в
судебном порядке.
История третья. Закупка Пенсионным фондом
РФ услуг по информированию населения
Российской Федерации об услугах
Пенсионного Фонда Российской Федерации и
вопросах пенсионного законодательства
через сеть Интернет с помощью баннерной
рекламы.
Начальная стоимость 30 миллионов рублей.
Баннеры предполагалось размещать, в том
числе в социальной сети Одноклассники.
Фактически, услуги Пенсионного фонда
необходимо было рекламировать одним из
самых неэффективных способов рекламы в
сети Интернет с помощью баннерной рекламы.
Кроме того, даже если предположить что эта
реклама могла возыметь хоть какой-то
эффект, то явно значительная часть будущих
и настоящих пенсионеров не пользуются
Интернетом и не являются целевой
аудиторией для такой рекламы.
Как и следовало ожидать, из двух участников
конкурса победила компания, предложившая
максимальную цену – 29 950 000 рублей.
История четвертая - поучительная.
Компанией - разработчиком корпоративных
Интернет-сайтов был выигран конкурс на
создание Интернет-сайта для нужд Фонда
социального страхования РФ.
Победитель предложил заказчику выполнить
заказ безвозмездно, то есть даром, что и
было сделано, но по каким-то необъяснимым
причинам заказчик уже длительное время не
размещает резульат работы исполнителя в
сети Интернет.
Такой подход навевает на мысли, что
заказчику просто не выгодно размещать,
разработанный безвозмездно сайт, и он
намерен провести конкурс заново, чтобы
освоить средства, выделенные первоначально
на конкурс.
Фактически, госструктура отказалась от
эффективно размещенного госзаказа -
бесплатно выполненной качественной
работы.
На заметку: именно за выполнение этого
госконтракта исполнитель в 2010году получил
Гран-При Первой Всероссийской ежегодной
премии в области государственных закупок
«ГОСконтракТ» (успешно выполненные
госконтракты за 2009год).
Эти и не только истории позволяют говорить
о следующих проблемах.
Государство не понимает целей и задач, для
которых оно размещает заказы на создание
различных Интернет-ресурсов или
проведение рекламных компаний в сети
Интернет.
Как следствие, госсресдва расходуются
неэффективно и государственные заказчики
приобретают ненужные, нефункциональные
Интернет-ресурсы или услуги рекламы в сети
Интернет.
Государство, как заказчик, не следит за
фактическим исполнением госконтрактов.
Государство слабо контролирует
эффективность расходования бюджетных
средств.
Раздел: Мнение эксперта
Просмотров страницы: 7335
|