Эколого-правовые аспекты организации и проведения спортивных мероприятий

И ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
М.Н. КОПЫЛОВ
Копылов Михаил Николаевич - доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.
В марте 2005 г. в Москве находилась оценочная комиссия экспертов Международного олимпийского комитета (МОК), в задачу которой входило определение того, насколько состоятельны претензии Москвы на проведение ХХХ летних Олимпийских игр 2012 г. В настоящий момент на роль хозяина Игр 2012 г., помимо Москвы, претендуют также Лондон, Париж, Мадрид и Нью-Йорк. Окончательный выбор столицы ХХХ Олимпийских игр будет сделан на сессии МОК в Сингапуре 6 июля 2005 г.
Как и прежде, основное внимание комиссии МОК было сосредоточено на изучении действующих и планируемых спортивных сооружений, степени развитости городской инфраструктуры, городского транспорта и транспортных развязок, места расположения будущей олимпийской деревни, мест проживания судей и обслуживающего персонала. Вместе с тем комиссию интересовало и состояние экологии города.
Так называемый экологический аспект появился в деятельности МОК сравнительно недавно, когда в ответ на призыв Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. ко всем универсальным, региональным и субрегиональным международным межправительственным и неправительственным организациям разработать документы, аналогичные Повестке дня на XXI век, сессия МОК, состоявшаяся в июне 1999 г. в Сеуле, приняла Повестку 21 олимпийского движения <*>. Позднее эта Повестка была одобрена олимпийским движением в целом на Третьей Всемирной конференции по спорту и окружающей среде, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в октябре 1999 г.
--------------------------------
<*> Подготовкой Повестки 21 занималась Комиссия МОК по спорту и окружающей среде, учрежденная решением состоявшегося в 1994 году в Париже олимпийского конгресса, посвященного 100-летию олимпийского движения.
Представляется, что, поскольку России и прежде всего Москве часто доверяют проведение крупных соревнований по различным видам спорта, компетентным властям города и государства - в целом было бы полезно знать о существовании таких документов и о содержащихся в них рекомендациях.
Вплоть до конца ХХ века в истории олимпийского движения был известен лишь единичный случай, когда жители штата Колорадо отказались финансировать зимние Олимпийские игры 1976 г. в Денвере, которые могли, по их мнению, нанести непоправимый ущерб природе региона <*>. Начиная же с Сиднейской олимпиады 2000 г. экологические критерии при оценке успешности Олимпийских игр стали применяться повсеместно. Были внесены даже изменения в Олимпийскую Хартию: теперь Правило 2 "Роль МОК" содержит прямое указание на то, что в своей деятельности олимпийское движение, среди прочего, опирается на идеи устойчивого развития.
--------------------------------
<*> В конечном счете зимние игры 1976 г. были проведены в Гренобле (Франция).
Повестка 21 олимпийского движения получила широкую поддержку и одобрение со стороны Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) как основа политики тесного сотрудничества между членами олимпийского движения и ЮНЕП. Исполнительный директор ЮНЕП отметил: "Повестка 21 олимпийского движения должна служить полезным отсылочным инструментом для спортивного сообщества любого уровня в деле защиты окружающей среды и достижения устойчивого развития. Этот документ... содержит важные положения, касающиеся активного вовлечения спортивного сообщества в дело защиты и сохранения окружающей среды...
Не следует недооценивать значение поддержки ведущих спортивных организаций и индустрии спорта в деле достижения этих целей. Они не только заинтересованы в поддержании качества окружающей среды, но и могут в своих странах влиять на умы и действия многих других" <*>.
--------------------------------
<*> www.olympic.org/common/ aspdownload_report.asp?file=en_report_300.pdf&id;=300
Что касается юридической силы Повестки 21 олимпийского движения, то она, подобно Повестке дня на XXI век, является актом "мягкого" международного права и носит рекомендательный характер <*>. Как справедливо отмечалось в трудах отечественных юристов, нормы "мягкого" права, устанавливая правило поведения, могут стать отправным пунктом превращения таких правил в договорные или обычные международно-правовые нормы. Более того, некоторым нормам "мягкого" права, не являющимся юридически обязательными, государства тем не менее придают "обязательную силу, которая носит политический и моральный характер" <**>.
--------------------------------
<*> См., например: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юрист, 2004. С. 627.
<**> Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1998. С. 23.
Если Повестка дня на XXI век посвящена актуальным проблемам окружающей среды сегодняшнего дня, имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем, и определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем, то Повестка 21 олимпийского движения, по мнению председателя Комиссии МОК по спорту и окружающей среде П. Шмитта, "предлагает руководящим органам спортивного движения варианты возможного включения устойчивого развития в свою политическую стратегию" и формы участия спортсменов в реализации устойчивого развития. "Эта Повестка, - продолжает П. Шмитт, - должна рассматриваться как рабочий документ, которым каждый должен пользоваться применительно к своим обстоятельствам".
Подобно Повестке дня на XXI век, Повестка 21 содержит четыре основных раздела, что, однако, не должно восприниматься как "слепое" копирование одного из документов, принятых на Конференции по окружающей среде и развитию. Напротив, внимательное прочтение Повестки 21 позволяет заключить, что разработчики этого документа стремились выделить из перечня вопросов, содержащихся в Повестке дня на XXI век, те области и проблемы, в которых олимпийское движение в целом и его институциональные механизмы в частности способны в силу глобального характера олимпийского движения оказать наибольшую помощь делу достижения и реализации эколого-безопасного развития.
Напомним, что Повестка дня на XXI век не содержит четкого определения того, что следует понимать под устойчивым развитием. Свое отношение к устойчивому развитию государства по замыслу участников Конференции в Рио 1992 г. должны сформулировать самостоятельно в своих внутренних нормативных правовых актах <*>. Повестка дня на XXI век устанавливает лишь рамки того коридора (хозяйственной емкости биосферы) и базовые принципы, которые предопределены для цивилизации ограничениями и запретами, вытекающими из законов устойчивости биосферы. Наличие большого числа научных публикаций по данному вопросу <**> освобождает нас от необходимости более подробно останавливаться на нем в рамках настоящей статьи.
--------------------------------
<*> Например, в Российской Федерации такой подход нашел свое закрепление в Основных положениях стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (САПП. 1994. N 6. Ст. 436) и в Указе Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1572).
<**> См., например: Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы). М.: ЭКОН, 2000. С. 146 - 150.
Восприняв основные идеи и положения Повестки дня на XXI век, Повестка 21 также в самом общем виде определяет понятие "устойчивое развитие" как развитие, которое "удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не подвергая риску возможность будущих поколений удовлетворять свои" (п. 1. 1). Тем самым олимпийское движение как бы подтвердило свое отношение к принципу солидарности между нынешним и будущими поколениями.
Документ направлен на поощрение того, чтобы члены олимпийского движения играли активную роль в устойчивом развитии, устанавливает основные концепции и общие усилия, необходимые для достижения данных целей, предлагает руководящим органам области, в которых устойчивое развитие может быть интегрировано в их политику, указывает на то, каким образом индивиды могут действовать так, чтобы их занятия спортом и в целом жизнь обеспечивали устойчивое развитие <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: http.//multimedia.olympic.org /pdf/en_report_300.pdf
Повестка 21, которую еще иногда называют Программой действий олимпийского движения в области охраны окружающей среды, построена вокруг следующих трех ключевых проблем: улучшение социально-экономических условий; сохранение природных ресурсов и управление ими для устойчивого развития; усиление роли основных групп.
В области улучшения социально-экономических условий целями олимпийского движения должны стать:
- усиление проектов международного сотрудничества, направленных на устойчивое развитие;
- оказание содействия неблагополучным социальным группам;
- оказание содействия новому характеру потребления;
- еще более активная роль в деле защиты здоровья человека;
- содействие развитию спортивной инфраструктуры, в наибольшей степени адаптированной к социальным нуждам;
- дальнейшее интегрирование концепции окружающей среды и развития в политику в области спорта.
Достижение указанных целей МОК видит прежде всего в "учреждении подлинного мирового партнерства", в развитии сотрудничества с международными органами и организациями, ответственными за имплементацию концепции устойчивого развития. К участию в международных действиях по защите окружающей среды должны быть привлечены международные спортивные федерации, а на региональном уровне МОК и национальные олимпийские комитеты должны заключать соглашения с политическими организациями и определять совместные действия, которые позволили бы спортсменам участвовать в региональных выгодах, получаемых от устойчивого развития.
Повестка 21 призывает олимпийское движение, всех индивидов и предприятия, связанные со спортом, поддерживать планы действий, включающие в себя борьбу с бедностью и интеграцию неблагополучных социальных групп, особо подчеркивая право на достойную жизнь тех, кто зависит от природных ресурсов. В такую работу все шире и активнее должны включаться международные федерации спорта, призванные содействовать занятию спортом в неблагополучных социальных группах.
Ничто в олимпийском движении не должно оправдывать существование организаций, которые своими действиями или бездействием способствуют дискриминации в спорте.
Олимпийское движение отдает себе отчет в том, что только установление более ответственного и социально обусловленного варианта потребления может уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, сделать более экономичным использование невозобновимых ресурсов и удовлетворить основные нужды малоимущего населения. Поэтому планируется изменить характер потребления путем поощрения использования спортивного инвентаря, произведенного из экологически чистого или рециркулированного материала, экономии энергии и сырья, а также использования традиционных местных ресурсов для изготовления спортивного оборудования.
В конечном счете это должно привести к экономии затрат энергии на организацию и проведение главных спортивных мероприятий.
Много внимания в Повестке 21 уделяется вопросам охраны здоровья спортсменов (п. 3. 1. 5). Справедливо полагая, что защита здоровья (основной фактор гармоничного с природой развития личности <*>) тесно связана с устойчивым развитием человеческого общества, документ ставит перед олимпийским движением следующие задачи:
--------------------------------
<*> Окружающая среда является одним из решающих факторов, влияющих на здоровье человека. По данным ООН, оценкам отечественных и зарубежных экспертов, здоровье человека на 20 - 40% зависит от состояния окружающей среды. При всей относительности приведенных цифр, они недвусмысленно указывают на то, что степень благополучия окружающей человека природной среды оказывает на его здоровье почти в два с лишним раза более сильное влияние, чем сам человеческий организм как таковой (12%) или созданный человеком так называемый мир "второй природы" в форме медицинского обслуживания (8 - 12%).
- руководящие органы олимпийского движения должны активизировать свои усилия в борьбе с допингом, который не дает возможности заниматься спортом и угрожает здоровью спортсменов;
- медицинское образование должно составлять важнейшую интегральную часть в воспитании спортсменов.
Следуя примеру Комиссии МОК по спорту и окружающей среде, аналогичных комиссий некоторых международных федераций и национальных олимпийских комитетов, все спортивные организации должны учредить институциональные структуры, для того чтобы обеспечить учет экологических проблем в процессе принятия ими решений и регламентирующих процедур. В свою очередь руководящие органы спорта должны уделять больше внимания интеграции устойчивого развития в свою политику, правилам и системе управления, которые регламентируют функционирование спортивного мира.
Проблемной области "сохранение природных ресурсов и управление ими для устойчивого развития" в Повестке 21 посвящены п. 3.2.1 - 3.2.10.
Уже в течение ряда лет олимпийское движение рассматривает окружающую среду в качестве третьего краеугольного камня наряду со спортом и культурой. Как результат, оно разработало действенную политику защиты окружающей среды, которая нашла свое выражение в совместных действиях с ЮНЕП, в "озеленении" олимпийских игр и в проведении всемирных и региональных международных конференций по проблемам спорта и окружающей среды.
Осознавая важность сохранения биосферы и необходимость поддержания биоразнообразия, олимпийское движение выступает против любой деятельности и особенно любой спортивной деятельности, которая:
- приводит к необоснованному или необратимому загрязнению воздуха, почвы и воды; или
- угрожает биологическому разнообразию или представляет опасность для растений и животных; или
- приводит к обезлесению и препятствует консервации земель.
Повестка 21 ставит политику защиты окружающей среды олимпийского движения в более широкий контекст устойчивого развития. Любые действия в рамках олимпийского движения должны предприниматься с должным уважением к окружающей среде и в духе устойчивого развития. Экологические последствия изменения спортивных правил должны приниматься во внимание всякий раз, когда такие изменения предпринимаются.
В самом общем виде Повестка 21 требует такой организации занятий спортом, спортивных

О научном обеспечении судебной реформы  »
Комментарии к законам »
Читайте также