Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой.
1. Государственный служащий не
вправе:
1) заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной творческой
деятельности;
2) быть депутатом
законодательного (представительного)
органа Российской Федерации,
законодательных (представительных) органов
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных
лиц;
4) состоять членом органа
управления коммерческой организацией, если
иное не предусмотрено федеральным законом
или если в порядке, установленном
федеральным законом и законами субъектов
Российской Федерации, ему не поручено
участвовать в управлении этой
организацией;
5) быть поверенным или
представителем по делам третьих лиц в
государственном органе, в котором он
состоит на государственной службе либо
который непосредственно подчинен или
непосредственно подконтролен ему;
6)
использовать в неслужебных целях средства
материально - технического, финансового и
информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную
информацию;
7) получать гонорары за
публикации и выступления в качестве
государственного служащего;
8) получать
от физических и юридических лиц
вознаграждения (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов
и иные вознаграждения), связанные с
исполнением должностных обязанностей, в
том числе и после выхода на пенсию;
9)
принимать без разрешения Президента
Российской Федерации награды, почетные и
специальные звания иностранных государств,
международных и иностранных
организаций;
10) выезжать в служебные
командировки за границу за счет физических
и юридических лиц, за исключением служебных
командировок, осуществляемых в
соответствии с международными договорами
Российской Федерации или на взаимной
основе по договоренности федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации с государственными
органами иностранных государств,
международными и иностранными
организациями;
11) принимать участие в
забастовках;
12) использовать свое
служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в том
числе религиозных, объединений для
пропаганды отношения к ним. В
государственных органах не могут
образовываться структуры политических
партий, религиозных, общественных
объединений, за исключением
профессиональных союзов.
2.
Государственный служащий обязан
передавать в доверительное управление под
гарантию государства на время прохождения
государственной службы находящиеся в его
собственности доли (пакеты акций) в
уставном капитале коммерческих
организаций в порядке, установленном
федеральным законом.
Комментарий к
статье 11
1. В статье установлены
правоограничения (запреты), обусловленные
особенностями государственной службы.
Их назначение:
- обеспечить
эффективную профессиональную деятельность
по исполнению полномочий государственных
органов;
- установить препятствия
возможному злоупотреблению
государственных служащих;
- создать
условия для независимости служебной
деятельности;
- и вместе с тем
гарантировать осуществление
государственными служащими гражданских
прав.
Запреты имеют абсолютный
характер и не связаны непосредственно с
исполнением государственным служащим
официальных обязанностей.
Если
запреты нарушаются в процессе служебной
деятельности, то это обстоятельство
отягчает ответственность государственного
служащего.
Установленные
правоограничения можно рассматривать в
двух основных аспектах:
-
несовместимости должности
государственного служащего с другими
видами деятельности;
- обеспечения
дисциплинарного режима на государственной
службе.
Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за
несоблюдение правоограничений обоих видов
предусматривает лишь одно последствие -
прекращение государственно - служебных
отношений, что, на наш взгляд, не совсем
правильно.
Прокомментируем сначала
запреты на некоторые виды деятельности, не
совместимые с государственной службой.
1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи
предусматривается, что государственный
служащий не вправе заниматься другой
оплачиваемой деятельностью. Это означает,
что он не может занимать иную должность в
государственных органах, органах местного
самоуправления, на предприятиях, в
учреждениях, организациях и общественных
объединениях. Такое требование имеет
безусловный характер и не связано с
подконтрольностью, подотчетностью или
какой-либо иной "связанностью" с
компетенцией государственного органа, в
котором работает государственный служащий.
Запрет совместительства является
юридическим выражением требования о том,
что государственный служащий обязан
посвящать все свое рабочее время служебной
деятельности.
Закон (подп. 1 п. 1 ст. 11)
предусматривает лишь одно исключение из
этого правила: государственным служащим
разрешено заниматься педагогической,
научной и иной творческой деятельностью.
Разрешение на такую деятельность
непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции
РФ, гарантирующей каждому свободу
литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества,
преподавания.
Как видно из
содержания комментируемой статьи, право
государственных служащих заниматься
преподаванием заменено правом на
педагогическую деятельность, которая в
отличие от понятия "преподавание"
законодательно определена.
В
Федеральном законе "Об образовании"
установлено, что педагогическая
деятельность осуществляется:
- в форме
индивидуальной трудовой педагогической
деятельности (ст. 48);
- в виде
сотрудничества с образовательными
учреждениями на контрактной основе в
формах, предусмотренных уставами этих
учреждений (ст. 53).
Образовательное
учреждение считается созданным с момента
его государственной регистрации
уполномоченным органом (п. 5 ст. 33); право на
ведение образовательной деятельности
возникает у него с момента получения
лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33);
государственный статус образовательного
учреждения устанавливается при его
государственной аккредитации (п. 6 ст. 12).
В соответствии со ст. 48 Закона "Об
образовании" индивидуальная трудовая
педагогическая деятельность
рассматривается как предпринимательская и
подлежит обязательной государственной
регистрации. В свою очередь в соответствии
с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона
государственному служащему
предпринимательская деятельность
запрещена. Следовательно, государственный
служащий не имеет права заниматься
индивидуальной трудовой педагогической
деятельностью.
Таким образом, право
на занятие оплачиваемой педагогической
деятельностью государственный служащий
может реализовать исключительно в виде
сотрудничества с образовательными
учреждениями. При этом он не обязан
проверять наличие регистрационного
свидетельства, лицензии, аккредитации. За
ведение незаконной (неразрешенной)
деятельности ответственность несет
образовательное учреждение.
Нормативного определения научной и иной
творческой деятельности не существует.
Опираясь на неофициальные мнения,
высказанные в различного рода публикациях,
можно сделать вывод, что под научной
деятельностью следует понимать подготовку
и опубликование научных монографий, трудов,
статей, обзоров; проведение научных
исследований (экспериментов, наблюдений,
опытов и т.п.) и создание разработок; участие
в научных конференциях, симпозиумах,
"круглых столах", научно - практических
семинарах и т.п.; участие в работе
творческих коллективов по анализу
различных проблем и разработке
рекомендаций и т.д.
Исходя из ч. 1 ст. 44
Конституции
РФ, предусматривающей свободу научного
творчества, следует считать, что для
занятий научной деятельностью не требуется
официального статуса научного сотрудника.
Каждый государственный служащий
независимо от ученых степеней и званий
имеет право заниматься научной
деятельностью на возмездной основе.
Если свое право на педагогическую
деятельность государственные служащие
могут реализовать исключительно в форме
сотрудничества с образовательными
учреждениями, имеющими соответствующую
лицензию, то в своей научной деятельности
они вправе сотрудничать с любыми
организациями, которые проводят научные
исследования; организуют конференции,
симпозиумы, семинары; осуществляют издание
и публикацию научных работ и т.п.
В
отличие от образовательной научная
деятельность не лицензируется.
Что
касается понятия "иной творческой
деятельности", то его законодательного
определения, кроме сферы культуры, также не
существует.
Согласно ст. 3 Основ
законодательства Российской Федерации о
культуре под творческой деятельностью
понимается создание культурных ценностей и
их интерпретация. Под культурными
ценностями понимаются произведения
культуры и искусства, результаты
исследований в этой сфере и т.д.
--------------------------------
ВВС РФ. 1992. N 46. Ст.
2615.
Для реализации государственными
служащими права на занятие оплачиваемой
творческой деятельностью важно
подчеркнуть, что она может осуществляться
как на профессиональной, так и
непрофессиональной основе. При этом не
требуется официального статуса
творческого работника. Профессиональные и
непрофессиональные творческие работники
равноправны в области авторского и смежных
прав на интеллектуальную собственность,
охрану секретов мастерства, свободу
распоряжения результатами своего труда,
поддержку государства и т.д.
Защита
авторских, издательских и иных прав на
интеллектуальную собственность
осуществляется на основе специальных
законов об охране объектов
интеллектуальной собственности: Патентный
закон, Закон о товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров, Закон о правовой
охране топологий интегральных микросхем,
Закон о правовой охране программ для
электронных вычислительных машин и баз
данных, Закон об авторском праве и смежных
правах и др. .
--------------------------------
ВВС
РФ. 1992. N 42. Ст. 2319, 2322, 2328, 2325; 1993. N 32. Ст.
1242.
Государственные служащие имеют право
заниматься педагогической, научной и иной
творческой деятельностью только вне
служебного времени.
Могут ли быть
установлены ограничения государственному
служащему для занятия научно -
исследовательской, творческой и
педагогической деятельностью на условиях
штатного совместительства? На наш взгляд,
могут. Если государственный служащий по
роду своих должностных обязанностей
непосредственно и существенно участвует в
принятии решений, создающих правовые
последствия для организации или
сотрудников организации, в которой он
совместительствует; если руководитель
органа, в котором работает государственный
служащий, обоснованно считает, что
совместительство повредит интересам
службы; если организация подконтрольна,
подотчетна или регулируется органом, в
котором государственный служащий работает.
В указанных случаях государственный
служащий имеет право обжаловать запрет
вышестоящему начальнику либо в суд.
Запрет заниматься другой оплачиваемой
деятельностью не исключает выполнение
государственным служащим дополнительной
работы в соответствии с законодательством
о труде. Наряду с выполнением обязанностей
по своей должности руководитель
государственного органа может поручить ему
другие обязанности по иной государственной
должности или обязанности временно
отсутствующего государственного
служащего, если это соответствует его
образованию или профессиональной
подготовке. При этом размер доплат за
совмещение государственных должностей или
выполнение обязанностей временно
отсутствующего государственного служащего
устанавливается в размерах,
предусмотренных нормами трудового
законодательства.
Хотя запрет
заниматься другой оплачиваемой
деятельностью и относится к числу занятий,
не совместимых с должностью
государственного служащего (это
специфическое правило государственной
службы для развитых стран), он может быть
временно и ослаблен. Такой фактор, как
низкий уровень оплаты труда, может в
какое-то время настоятельно потребовать
допуска госслужащих к другой оплачиваемой
работе, если государство в рамках своей
обязанности по их материальному
обеспечению не может установить им
соразмерные оклады.
2) Запрет заниматься
другой оплачиваемой деятельностью
означает одновременно и запрет быть
депутатом законодательного
(представительного) органа Российской
Федерации, законодательных
(представительных) органов субъектов РФ,
органов местного самоуправления (подп. 2 п. 1
ст. 11 Закона). Это непосредственно вытекает
из ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой
депутаты Государственной Думы не могут
находиться на государственной службе,
заниматься другой оплачиваемой
деятельностью.
Государственные
служащие, избранные депутатами
Государственной Думы, законодательных
(представительных) органов субъектов РФ и
органов местного самоуправления,
приостанавливают свою службу на весь
период депутатских полномочий.
Приостановление, как и восстановление на
службе оформляется приказами
соответствующих руководителей
государственных органов, полномочных
зачислять этих служащих на государственные
должности и увольнять их, на основании
заявлений (рапортов) и документов,
подтверждающих соответственно избрание их
депутатами или прекращение депутатских
полномочий.
Граждане по окончании
периода приостановления их
государственной службы в случаях,
предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона,
вправе продолжить государственную службу
или уволиться с нее.
3) Подп. 3 п. 1
комментируемой статьи запрещает
государственному служащему заниматься
предпринимательской деятельностью.
На какие конкретно виды
предпринимательской деятельности
налагается запрет? Госслужащим запрещено:
заниматься производством, реализацией или
приобретением продукции или товаров,
оказанием услуг, выполнением работ с целью
извлечения прибыли; владеть, пользоваться,
распоряжаться имуществом, составляющим
материальную основу предпринимательской
деятельности, а именно: зданиями,
сооружениями, оборудованием, машинами,
земельными участками, иными вещами,
используемыми в производственном процессе
и в коммерческой деятельности. Им запрещено
приобретать имущественные права на
нематериальные объекты - товарные знаки,
промышленные образцы, "ноу - хау", торговые
секреты, фирменные наименования