Многообразие форм собственности на природные объекты
Б.Д. КЛЮКИН
Клюкин Борис Дмитриевич
Доктор юридических наук, профессор,
действительный член Академии Горных Наук
России. Специалист по земельному
законодательству, правовому регулированию
недропользования.
Родился в 1929 г. В 1954 г.
окончил юрфак МГУ. В настоящее время -
заведующий отделом горного
законодательства Института
законодательства и сравнительного
правоведения.
Автор более 200 работ, в
т.ч.: "Аграрное право. Учебник.", 1997; "США:
правовое регулирование сельского
хозяйства", 1974 г.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
МНОГООБРАЗНЫХ ФОРМ
СОБСТВЕННОСТИ НА
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Конституция
Российской Федерации в статье 9 закрепила
положение о многообразии форм
собственности на природные объекты.
Последние могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных
формах собственности. Все формы
собственности в соответствии со статьей 8
Конституции Российской Федерации
признаются и защищаются равным образом.
Отнесение указанных статей Конституции
Российской Федерации в раздел "Основы
конституционного строя" подчеркивает
особое значение проблем собственности.
Круг природных объектов, подлежащих
регулированию в рамках многообразных форм
собственности, весьма разнороден. Это -
земля, леса, воды, недра, объекты животного и
растительного мира. Они разнообразны по
своему значению в жизни общества, их
доступности и экономическому
предназначению, возможности регенерации и
прочее.
С правовой точки зрения важной
особенностью природных объектов является
возможность их рационального
использования и индивидуализации,
оборотоспособность объектов и правовые
формы их эксплуатации, организация
публичного контроля за их использованием и
т.д.
Видимо, эти особенности и различия
привели авторов Гражданского кодекса
Российской Федерации к включению в
перечень объектов, подлежащих гражданско -
правовому регулированию как недвижимости,
лишь земельных участков, участков недр и
обособленных водных объектов (ст. 130 ГК
РФ).
В развитие положения статьи 9
Конституции Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации в
части 3 статьи 129 осторожно записал, что
"земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к
другому иными способами в той мере, в какой
их оборот допускается законами о земле и
других природных ресурсах".
Сопоставление этих двух законов приводит к
выводу, что, по-видимому, регулирование
различных природных объектов не может быть
одинаковым, равно как установление для них
многообразных форм собственности. Сегодня
этот вывод весьма актуален, поскольку
некоторые активно выступают за
распространение частной собственности на
все объекты природы, а другие выдвигают не
менее весомые аргументы против
распространения частной собственности на
земельные участки, обособленные водные
объекты.
С выходом в свет Водного и
Лесного кодексов, Законов "О недрах", "О
животном мире" стало очевидным, что уровень
законодательной регламентации отдельных
природных объектов различен. Это не
позволяет четко определить применение
многообразных либо одинаковых форм
собственности к различным природным
объектам, поскольку содержание права
собственности в отношении этих объектов,
круг субъектов, обладающих правом
собственности на те или иные природные
объекты, различны. Это требует внесения
поправок как в Конституцию, так и в
Гражданский кодекс Российской
Федерации.
Гражданский кодекс
Российской Федерации (ст. 129) разошелся с
действовавшим до его принятия Законом "О
недрах", который не предусматривал
возможности гражданского оборота участков
недр в качестве недвижимости. В статье 1-2
Закона "О недрах" прямо предусматривается,
что "участки недр не могут быть предметом
купли, продажи, дарения, наследования,
вклада, залога или отчуждаться в иной
форме".
Следует заметить, что отнесение
к недвижимости всех природных ресурсов и
регулирование их нормами гражданского
права является весьма сомнительным. В
большинстве зарубежных стран ни недра, ни
леса, ни воды не являются объектами частной
собственности. Их использование во многих
странах строго ограничено
законодательством.
С этих позиций
предоставление Гражданским кодексом
Российской Федерации весьма широких прав
собственникам земли в использовании по
своему усмотрению всего, что находится над
и под поверхностью земельного участка (ст.
261 п. 3 ГК РФ), при отсутствии развитого
законодательства явно преждевременно. Это
отражает скорее стремление к утверждению
абсолютного права собственности, чем к
господствующей сейчас тенденции
значительного ограничения прав земельного
собственника в общественных интересах. Так,
статья 260 Гражданского кодекса Российской
Федерации устанавливает практически
абсолютную свободу собственника
распоряжаться своим земельным участком.
Странно также, что земли, являющиеся
государственной и муниципальной
собственностью, в статье 262 Гражданского
кодекса Российской Федерации именуются
земельными участками общего пользования.
Их правовой режим в пункте 2 этой статьи
ставится в зависимость от того, огорожен
земельный участок или нет. А как же быть с
ограничением доступа в пожароопасный
период в леса и прочие не огороженные
зоны?
Таким образом, появление
Гражданского кодекса Российской Федерации
обострило вопрос о соотношении его норм с
положениями нормативных актов о правовом
режиме природных объектов.
Гражданский
кодекс Российской Федерации должен
охватывать гражданские отношения. Его
задача - перевести отношения с публичных
рельс на частноправовые. Вместе с тем
Гражданский кодекс содержит нормы о
собственности федеральной и собственности
ее субъектов как собственности государства
(ст. 214). В части второй этой статьи речь идет
о природных ресурсах. Конечно, статьи об
объектах природы можно было бы включать в
Гражданский кодекс, признавая и регулируя
эти отношения как частноправовые. Однако в
Гражданском кодексе эти статьи,
приведенные из Конституции Российской
Федерации, не относятся к частной
собственности. Упомянутые в ней природные
ресурсы, кроме земли и обособленных водных
объектов, по действующему законодательству
не могут находиться в частной
собственности. В пункте 3 указывается, что
права собственника от имени Российской
Федерации осуществляют органы
государственной власти. Но таким образом
Гражданский кодекс Российской Федерации
уравнивает государственную собственность
и права государства на нее с частной
собственностью. Тем самым ставятся
препятствия для разгосударствления и
приватизации.
Земля
Более других
природных объектов урегулированы права
собственности на землю. В Конституции
Российской Федерации (ст. 9),
законодательстве о земле, представленном
федеральными правовыми актами и актами
субъектов Российской Федерации, определен
в основном круг субъектов права
собственности на землю.
При этом мы
можем говорить о различных путях развития
форм собственности на природные объекты и
значительной протяженности процесса
перехода к многообразным формам
собственности на природные объекты в
рамках принятой политики
разгосударствления и демонополизации
собственности на природные объекты.
Очевидно, не все природные объекты ожидает
судьба земельной собственности с ее
многообразными формами.
Земельное
законодательство демонстрирует в
настоящее время наиболее широкий и
разнообразный диапазон форм собственности:
частную, государственную (Федерации и
субъектов Федерации), муниципальную и иные
нормы собственности.
Закрепление этих
форм нашло отражение в федеральных
земельно - правовых актах, актах субъектов
Российской Федерации. Во многом этому
способствовало распространение на них
Гражданским кодексом Российской Федерации
(ст. 129 - 130) режима гражданско - правовых
отношений и отнесение земельных участков к
недвижимому имуществу, включение их в
гражданский оборот, хотя и с рядом
ограничений.
В соответствии с общими
положениями гражданского права
собственнику земельного участка
принадлежит право владения, пользования и
распоряжения земельным участком как своим
имуществом. Это право по гражданскому
законодательству может осуществляться
индивидуально либо совместно с другими
сособственниками на правах общей
собственности. Следует учитывать, что эти
правомочия обязывают собственника
использовать земельный участок в
соответствии с целевым назначением,
учитывать другие ограничения, которые
обременяют пользование земельным участком
в публичных или частных интересах. Эти
ограничения относятся к невозможности
залога, что не позволяет землевладельцу
получать денежные кредиты, ограничению
купли - продажи земли, ограничению аренды и
субаренды не собственников земельного
участка и другим. Особенно значительны
ограничения, связанные с запрещением права
продать, подарить, обменять земельный
участок или иным способом решать его
юридическую судьбу. И вокруг решения этих
проблем сейчас ведется активная полемика о
содержании нового Земельного кодекса
Российской Федерации.
В отличие от иных
видов имущества собственность на земельные
участки при оформлении прав требует
соблюдения ряда условий. Право
собственности на земельный участок и
сделки по поводу земельных участков должны
быть оформлены письменно, зарегистрированы
и удостоверены нотариально.
Включение в
оборот новых категорий земель
осуществляется с большими трудностями и
сопротивлением законодательных и иных
органов Федерации и ее субъектов.
Установленное в статье 36 Конституции
положение о том, что условия и порядок
пользования землей определяется на основе
федерального закона, значительно
сдерживает процесс совершенствования
земельного законодательства, и прежде
всего принятие нового Земельного кодекса
Российской Федерации.
Водные
объекты
Условием закрепления в частную
собственность водных объектов является их
обособленность (замкнутость) в пределах
земельного участка, находящегося в
собственности земельного собственника.
Водный кодекс устанавливает, что "владение,
пользование и распоряжение указанными
объектами осуществляется в соответствии с
гражданским и земельным законодательством
Российской Федерации".
Многообразие
форм собственности на водные объекты в
принятом Водном кодексе Российской
Федерации предполагает такие формы права
собственности, как право государственной
собственности на водные объекты (ст. 35),
право муниципальной собственности (ст. 39),
право собственности граждан и юридических
лиц (ст. 40). При этом ограничения для
последних форм связывается с
обособленностью водных объектов в рамках
земельного участка, являющегося
муниципальной либо частной
собственностью.
Водные объекты,
принадлежащие на праве собственности
городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям,
являются муниципальной собственностью.
Это, как правило, обособленные объекты,
предназначенные для муниципальных нужд.
Права собственников в отношении их
осуществляют органы местного
самоуправления.
Предметом права
собственности выступает водный объект.
Содержание права собственности
основывается на положениях гражданского
законодательства Российской Федерации и
применяется к водам в той мере, в какой это
не противоречит требованиям водного
кодекса Российской Федерации (ст. 32 ВК
РФ).
В муниципальной собственности, как
и в собственности граждан и юридических
лиц, находятся лишь обособленные
(замкнутые), не имеющие связи водные объекты
(ст. 39, 40).
Из приведенного в Водном
кодексе Российской Федерации перечня
водных объектов (ст. 36) большинство
относится к федеральной государственной
собственности. В кодексе приведен механизм
формирования федеральной собственности. Он
закрепляет федеральную собственность и
собственность субъектов Российской
Федерации, а управление ею предусматривает
не через правомочия собственника, а через
компетенцию органов власти и управления
Федерации и ее субъектов (ст. 66).
Право
государственной собственности на водные
объекты принадлежит Российской Федерации,
обладающей федеральной собственностью, и
ее субъектам, обладающим собственностью
субъектов Федерации (ст. 35 ВК РФ). В Водном
кодексе Российской Федерации определены
критерии, в соответствии с которыми те или
иные объекты могут быть отнесены к
федеральной либо собственности
субъектов.
Разграничение функций
проходит не через правомочия, а через
государственное управление водными
объектами путем выдачи лицензий на
водопользование. Основываясь на практике
регулирования отношений в
недропользовании, лицензия на
водопользование дополняется договором
пользования водным объектом с закреплением
условий пользования, принятых
сторонами.
Леса
Лесной кодекс
Российской Федерации не признает иных форм
собственности на лесной фонд, кроме
государственной (федеральной и
собственности субъектов Федерации).
Исключение составляют городские леса и
лесные участки, не входящие в лесной фонд,
судьба которых должна решаться
федеральными законами.
Кодекс содержит
статью 12, запрещающую оборот объектов
лесных отношений. Единственный оборот в
этой области возможен в виде передачи в
соответствии со статьей 19 Лесного кодекса
Российской Федерации части лесного фонда
из федеральной собственности в
собственность субъектов Российской
Федерации. В лесных отношениях, где вместо
сторон выступают участники лесных
отношений, граждане и иные субъекты лесных
отношений могут иметь право собственности
на древесно - кустарниковую растительность,
расположенную в том числе и на земельных
участках, принадлежащих им на праве
собственности.
Недра
Аналогичную
позицию занимает законодательство и в
отношении недр. В соответствии со статьей 1-2
"Закона о недрах" недра, включая подземное
пространство и содержащиеся в недрах
полезные ископаемые, энергетические и иные
ресурсы, являются государственной
собственностью, находящейся в совместном
ведении Федерации и субъекта Российской
Федерации.
Закон выделяет в рамках
государственной собственности на недра
участки федерального и регионального
значения. При этом территория
континентального шельфа в Законе
определяется как попадающая под юрисдикцию
Федерации и на которую распространяются
суверенные права Федерации.
Закрепив
право государственной собственности, Закон
подчеркивает, что недра не могут быть
предметом купли, продажи, дарения,
наследования, вклада, залога или
отчуждаться в другой форме.
Добытые
полезные ископаемые могут находиться в
собственности Федерации, ее субъектов,
муниципальной, частной и иных формах
собственности. При этом статья
устанавливает, что "права пользования
недрами могут отчуждаться или переходить
от одного лица к другому в той мере, в какой
их оборот допускается федеральными
законами".
Закон о недрах
предусматривает, что отдельные участки
недр могут получить статус объектов
федерального значения (ст. 2-1) на основании
совместного решения федеральных органов и
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Животный мир
Что
касается объектов животного мира, то в
соответствии со статьей 4 Закона Российской
Федерации