Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения

СЕКСУАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
О.В. ПРИСТАНСКАЯ
Пристанская Ольга Валентиновна - кандидат юридических наук.
Общественный конфликт по поводу предпринимаемых в последние годы попыток массового сексуального просвещения несовершеннолетних и усилия по его разрешению высветили более общую - правозащитную проблему. Они продемонстрировали правовую и социальную незащищенность детей и подростков от потенциально вредного информационного воздействия, будь то внедрение в учебных заведениях не адаптированных к отечественным условиям, неапробированных образовательных программ по сексуальному воспитанию или сомнительные проекты некоторых развлекательно - просветительных журналов для юношества.
Все более широкая коммерциализация социальных институтов, занимающихся сексуальным образованием, просвещением и воспитанием несовершеннолетних, недостаточность правового регулирования такого рода деятельности, отсутствие адекватного государственного и общественного контроля за ней вступают в противоречие с интересами государства и международно - правовыми принципами в сфере обеспечения нормального нравственного, духовного, психического и физического развития детей.
В соответствии с требованиями международного права в любом случае возникновения общественного конфликта, связанного с угрозой нарушения прав несовершеннолетних, следует исходить из принципа приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты.
Такое решение диктуется прежде всего принципами Декларации прав ребенка <*>, признающей, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту".
--------------------------------
<*> Понятием "ребенок" в международном праве охватывается любой несовершеннолетний, не достигший 18-летнего возраста.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) предписывает уделять первоочередное внимание "наилучшему обеспечению интересов ребенка" во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами. При этом в Преамбуле Конвенции обращается внимание на необходимость учета национальных традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка.
Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей.
Признавая в ст. 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка "к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка", Конвенция о правах ребенка ориентирует государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию...".
В качестве правовой основы для охраны несовершеннолетних от растления может быть принята ст. 34 названной Конвенции, обязывающая государство - участника "защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения", принимать в этих целях все необходимые меры для предотвращения, в частности, "склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности", "использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах".
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Эр - Риядские руководящие принципы) ориентируют государства на поощрение средств массовой информации в сведении "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме" (принцип 43).
Тех же принципов в целом придерживается и российское законодательство. Однако упомянутые выше международно - правовые нормы пока еще не в полной мере инкорпорированы в нем. Данный пробел в определенной части восполнен принятым 3 июля 1998 года Федеральным законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В специальной норме ч. 1 ст. 14 он предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".
Однако в стране в настоящее время отсутствуют концептуально - методологические, методические, правовые, организационные и материально - технические основы разрешения проблемы предупреждения вредного, социально неприемлемого информационного воздействия на несовершеннолетних. Предпосылки такого воздействия кроются в несформированности государственной концепции (стратегии) информационной политики Российской Федерации, в игнорировании необходимости предписанных международным правом особых подходов к обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. Хотелось бы думать, что разработанная в настоящее время в РАО концепция "Половое воспитание российских школьников" научно обоснована, адаптирована к отечественным условиям и может рассматриваться в качестве составной части образовательной и информационной стратегии государства в отношении несовершеннолетних.
Не созданы пока основы законодательного регулирования всего спектра отношений сторон процесса полового воспитания несовершеннолетних: государства, общества, общественных институтов (включая образовательные учреждения и СМИ), родителей и детей.
Не предусмотрены правом конкретные формы государственного и социального контроля за образовательно - просветительской практикой СМИ (в том числе в сфере сексуального образования юношества), не разработан механизм ответственности ее субъектов. Если в образовательных учреждениях такого рода деятельность, хотя и в недостаточной мере, но все же регламентируется соответствующими законодательными актами, охватывается различными видами контроля (посредством ее специального лицензирования, аттестации, аккредитации учебных заведений, установления государственных образовательных стандартов, критериев отбора педагогов, образовательных методик и программ и пр.), то в массовой информационной практике она остается нормативно неурегулированной и потому фактически бесконтрольной.
Упование на разрешение данной проблемы исключительно или преимущественно уголовно - правовыми методами, путем привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся изданием, рекламированием и распространением среди подростков материалов откровенно сексуального, непристойного характера, представляется явно преувеличенным. Во-первых, действующее в России уголовное законодательство пока еще не в полной мере отвечает интересам защиты прав несовершеннолетних, не обеспечивает должного противодействия фактам массового, публичного растления детей, в связи с чем нуждается в серьезном совершенствовании. Во-вторых, значимость проблемы с позиции государственных и общественных интересов, с учетом трудно предсказуемых масштабов вредных последствий для широкого круга несовершеннолетних потребителей такого рода печатной продукции, требует принятия комплекса мер, прежде всего профилактического характера.
Необходимой гарантией предупреждения растления несовершеннолетних в форме публичной просветительской деятельности СМИ должно служить профессионально грамотное методическое, организационное и кадровое обеспечение такого рода деятельности. Это позволило бы оградить детей от непрофессионального подхода к освещению столь деликатной, интимной области человеческих взаимоотношений.
Анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о явно недостаточной правовой защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия СМИ, в том числе в сфере публичного сексуального просвещения.
Действующие правовые запреты в этой области сформулированы неконкретно, в самой общей форме (см., например, ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации", "Временные Правила коммерческого и иного распространения на территории г. Москвы печатной продукции эротического содержания", утвержденные распоряжением мэра г. Москвы N 386-РМ от 11 августа 1994 г.) и касаются населения в целом, не учитывая в должной мере особенностей восприятия сексуальной информации несовершеннолетними. Перспективным в этом направлении представляется разрабатываемый в настоящее время городской Думой г. Москвы законопроект под рабочим названием "О защите подрастающего поколения от аудио- и видеоинформации, наносящей вред нравственному развитию".
В целях преодоления пробелов и рассогласованности правового регулирования рассматриваемой сферы социальной деятельности необходимо:
1. Привести российское законодательство (семейное, гражданское, уголовное, в сфере образования, информации и печати и пр.) в соответствие с международно - правовыми принципами и нормами, направленными на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних.
Предусмотреть в соответствующих нормативных актах более подробную регламентацию вопросов, связанных с защитой детей, подростков и их родителей от вредного информационного воздействия. С учетом требований международного права расширить предусмотренный ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года перечень видов информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Установить запрет на распространение среди детей печатной, аудио-, видео- и иной продукции, популяризирующей разврат и преступный образ жизни, пропагандирующей нормы и ценности криминальной среды. В законодательном порядке принять меры, направленные на предупреждение и пресечение использования несовершеннолетних в изготовлении, рекламировании и распространении указанных видов продукции.
2. Более четко регламентировать права и обязанности субъектов любого рода образовательно - просветительской деятельности среди несовершеннолетних, правовые и организационные формы защиты детей и подростков от возможных злоупотреблений в сфере сексуального просвещения. Создать эффективные правовые механизмы применения существующих норм конституционного и гражданского законодательства, семейного права, направленных на защиту нравственных, семейных ценностей.
Следует отразить в отраслевом законодательстве (семейном, образовательном, регламентирующем деятельность средств массовой информации, органов социальной защиты и социального обслуживания населения и пр.) концептуальные положения "Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей)", принятых на основе Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90 годы <*>.
--------------------------------
<*> Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 942.
В названном документе ставится задача "реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами"; "укрепления правовой защиты детства", "поддержки семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей", "создания условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры". В нем предусмотрен комплекс мер, направленных на борьбу с детской проституцией, проявлениями жестокого обращения с детьми, применением в отношении них некорректных приемов воспитания, психического и физического насилия, против разрушения семейных связей, за оздоровление образа жизни семей. Практическая реализация приведенных рекомендаций позволила бы, в частности, противопоставить суррогатным формам нравственного и сексуального воспитания несовершеннолетних (в том числе осуществляемым в коммерческих целях средствами массовой информации) квалифицированную государственную и общественную систему оказания социальной, психологической, сексологической и педагогической помощи родителям и детям.
Для вытеснения социально вредных и практически бесконтрольных форм массового информационного воздействия на детей и подростков необходимо незамедлительное финансовое, организационно - техническое и правовое обеспечение реализации Национального плана действий в интересах детей в отношении:
расширения и совершенствования различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей;
разработки и реализации программы подготовки молодежи к семейной жизни, в том числе через систему образования и здравоохранения;
развития сети учреждений по оказанию социальной, психологической и педагогической помощи семье и детям, включая срочную психологическую помощь.
Решение этой задачи должно рассматриваться в качестве обязательного условия обеспечения духовной безопасности России.
3. Принять на законодательном и правоприменительном уровнях меры, направленные на соответствующие требованиям цивилизованного общества ограничения в демонстрации средствами массовой информации актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аномального, патологического поведения, в том числе в сексуальной сфере.
Обеспечить возможность практической реализации предусмотренных ст. 4 и 37 Закона РФ "О средствах массовой информации" норм о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации и ограничении распространения эротических изданий, а также статей 13 Конвенции о правах ребенка и 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, разрешающих установление законодательных ограничений свободы слова в целях охраны нравственности.
Разработать и привести в действие правовые и организационные механизмы применения Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года. Регламентировать в правовом порядке предусмотренные им нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку до 16 лет, "в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей".
4. Для предупреждения и пресечения злоупотребления свободой слова законодательно урегулировать и внедрить необходимые формы государственного и общественного контроля за соблюдением средствами массовой информации действующего законодательства, в том числе путем:
установления соответствующих видов правовой ответственности СМИ (как юридических лиц) и их сотрудников (издателей, распространителей, журналистов, авторов

Продажа земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий  »
Комментарии к законам »
Читайте также