Проблемы двойного налогообложения в российской федерации. пути решения
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ
В.В.
ГУСЕВ
В.В. Гусев, первый заместитель
Министра РФ по налогам и сборам.
Развитие
экономики сделало обычным явлением ведение
компаниями бизнеса на территориях двух и
более стран. В результате
последовательного обложения доходов
компании в стране получения дохода и в
стране ее регистрации (постоянного
местопребывания) возникает двойное
международное налогообложение.
Одной
из важнейших проблем, стоящих перед
налоговыми органами как Российской
Федерации, так и зарубежных стран, является
устранение двойного налогообложения.
Особенно остро воспринимается наличие
двойного налогообложения российскими
организациями, которые вынуждены
уплачивать налоги как в России, так и за
рубежом.
Двойное налогообложение, как
известно, возникает в случаях, когда один и
тот же доход или имущество подвергается
обложению аналогичным налогом в двух или
более странах. Такая ситуация возникает для
российских организаций, когда:
а) одно и
то же лицо признается резидентом в России и
еще в одном или нескольких государствах;
б) один и тот же доход российского
резидента рассматривается как имеющий
источник происхождения в двух или более
странах и облагается налогом в каждой из
этих стран;
в) один и тот же доход
российского предприятия облагается в
Российской Федерации на основе признания
резидентства, а в другой стране - в
соответствии с законодательством об
источнике дохода;
г) имеются различия
между Россией и другими странами в порядке
и нормах зачета расходов, понесенных
налогоплательщиком;
д) в российском
налоговом законодательстве отсутствуют
положения о зачете отдельных видов налогов,
уплаченных российским резидентом в другой
стране.
Избежать двойного
налогообложения юридического или
физического лица можно двумя способами:
путем одностороннего освобождения или
налогового зачета (кредита),
предоставляемого в стране постоянного
местопребывания;
путем заключения
соглашений по устранению двойного
налогообложения.
Международные
налоговые соглашения, заключенные
Российской Федерацией, имеют целью
устранить возможные случаи двойного
налогообложения, которые могут возникнуть
в отношениях между странами - партнерами. С
этой целью в соглашениях предусматривается
последовательное применение ряда
определенных правил и процедур.
Следуя,
в основном, Типовой модели налоговой
конвенции ОЭСР, Российская Федерация при
заключении налоговых соглашений
придерживается трехступенчатой системы
устранения двойного налогообложения. Эта
система заключается в следующем.
На
первом этапе устраняется двойное
налогообложение, проистекающее от различий
в правилах определения страны резидентства
и источника дохода, применяемых в странах -
партнерах. Для этих целей в соглашения
вводятся статьи об устранении двойного
резидентства и статьи, устанавливающие
исключительное право одной из сторон на
обложение конкретного вида дохода.
На
втором этапе устраняется двойное
налогообложение, оставшееся после
устранения коллизий между правилами
определения резидентства и источника
дохода. Такое устранение уже
обеспечивается в какой-то степени
внутренним законодательством каждой
страны. Поэтому налоговые соглашения
предусматривают приведение внутренних
правил каждой страны в этой сфере в
соответствие друг другу или, реже,
установление нового режима устранения
двойного налогообложения. С этой целью в
налоговое соглашение обычно включается
специальная статья, рассматривающая методы
устранения двойного налогообложения: метод
освобождения или метод налогового кредита.
При согласовании соглашения стороны могут
выбрать один из этих методов в
альтернативном порядке или применить их
различные комбинации.
Принципиальная
разница между ними состоит в том, что метод
освобождения касается подлежащих
налогообложению доходов, а метод зачета
относится к уплаченным налогам.
В
Российской Федерации, как правило,
применяется метод налогового кредита.
Одной из причин этого является то
обстоятельство, что при этом значительно
сужаются возможности для международного
уклонения от налогов.
На третьем этапе
устраняется двойное налогообложение,
возникающее по причине различий в
определении облагаемого дохода в странах -
партнерах.
Остановимся более подробно
на одном из аспектов международных
налоговых соглашений - на методике
устранения двойного налогообложения.
Как уже отмечалось, в Российской Федерации,
как правило, для устранения двойного
налогообложения используется метод зачета
(налогового кредита). Для иллюстрации
применения этого метода приведем следующий
упрощенный пример.
Если резидент
получает доход или владеет имуществом,
которые в соответствии с положениями
соглашения могут облагаться в стране -
партнере, то сумма налога на такой доход или
имущество, уплаченная в государстве -
партнере, будет вычтена из налога,
взимаемого с такого резидента в России.
Этот вычет, однако, не может превышать сумму
налога на такой доход или имущество,
исчисленную в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В принципе российские резиденты при
применении этого метода для налога на
прибыль предприятий и подоходного налога с
физических лиц отсылаются к их
национальному налоговому
законодательству.
Так, в соответствии
со статьей 12 Закона РФ "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" сумма налога на
прибыль (доход), уплаченная российским
предприятием за границей в соответствии с
законодательством других государств,
засчитывается при уплате налога на прибыль
в Российской Федерации. Аналогично
осуществляется устранение двойного
налогообложения в отношении физических лиц
в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О
подоходном налоге с физических лиц".
Приведем следующий цифровой пример
применения метода зачета.
Компания -
резидент Российской Федерации получила
прибыль в размере 100 единиц, осуществляя
деятельность в государстве Б. Ставка налога
в России - 30%, в государстве Б - 20%. Сумма
налога, подлежащая к уплате в России,
исчисляется как разность между суммой
налога на весь доход, исчисленный по
российскому законодательству, и суммой
налога, уплаченного в государстве Б, или 30
единиц минус 20 единиц дадут сумму налога,
подлежащего к уплате в России, в размере 10
единиц.
Следует иметь в виду, что
проблема двойного налогообложения
продолжает оставаться весьма актуальной.
Ее наличие создает серьезные проблемы для
российских организаций и предприятий,
осуществляющих деятельность, получающих
доходы или имеющих имущество за рубежом.
Главной причиной является то
обстоятельство, что в настоящее время
действуют налоговые соглашения между
Российской Федерацией и 44 странами.
Поэтому, в отношениях с государствами, с
которыми соглашений нет, может иметь место
двойное налогообложение по отдельным видам
налогов.
Так, российское предприятие,
имеющее на балансе имущество, находящееся
за границей, вынуждено уплачивать налог на
имущество дважды, как в России, так и за
рубежом, в соответствии с
законодательством страны, где это
имущество находится. При этом в
соответствии с Законом РФ "О налоге на
имущество предприятий" сумма налога на
имущество, исчисленная в Российской
Федерации, не подлежит уменьшению на сумму
налога, уплаченного за рубежом.
Частично эту проблему решает заключение
новых соглашений об устранении двойного
налогообложения, которые в соответствии с
моделью конвенции ОЭСР предполагают
обложение движимого имущества только в
стране его постоянного местопребывания и
зачет суммы налога на недвижимое имущество,
уплаченного в стране его нахождения, при
исчислении налога в стране резидентства
владельца.
В то же время для устранения
двойного налогообложения имущества,
находящегося за рубежом, для всех
российских резидентов независимо от того,
действует ли с данной страной налоговое
соглашение, на наш взгляд, было бы
целесообразно внести в законодательство о
налогообложении имущества положение о
зачете налога, уплаченного за рубежом.
Заслуживают внимания аналогичные
предложения по изменению законодательства
о других видах налогов, не регулируемых
налоговыми соглашениями. Например, требует
решения ситуация, сложившаяся в отношении
двойного обложения российских организаций,
осуществляющих деятельность в Белоруссии,
налогом на пользователей автодорог. С
учетом того, что этот налог не подпадает под
действие Соглашения между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь об
избежании двойного налогообложения, вопрос
может быть решен путем изменения
внутреннего налогового
законодательства.
В заключение отметим,
что соглашения об устранении двойного
налогообложения имеют прямое действие, но
следование им требует соблюдения
определенных процедур, поскольку ни одно
соглашение не может учесть всех
особенностей практического применения.
Поэтому в России установлены некоторые
внутригосударственные процедуры,
позволяющие применять соглашения об
устранении двойного налогообложения в
соответствии с их смыслом и значением. Они
заключаются в том, что существуют два
способа практического применения
соглашений об устранении двойного
налогообложения, касающихся доходов из
источника в Российской Федерации:
освобождение доходов, имеющих регулярный и
однотипный характер, путем подачи
заявлений о предварительном
освобождении;
удержание налога с других
видов доходов с последующим его возвратом
на основании заявлений налогоплательщика о
возврате налога.
Указанный порядок
применения налоговых соглашений не только
позволяет удостовериться в правомочности
освобождения от налогообложения доходов
нерезидентов, но и информировать налоговые
органы стран - партнеров о доходах их
резидентов, полученных на территории
Российской Федерации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
"О
ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ЗАКОН
РФ от 13.12.1991 N 2030-1
"О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О
НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ОРГАНИЗАЦИЙ"
СОГЛАШЕНИЕ между
Правительством РФ и Правительством
Республики
Беларусь от 21.04.1995
"ОБ
ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И
ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ
ОТ УПЛАТЫ
НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И
ИМУЩЕСТВО"
Финансы, N 4, 2000