Ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕЛЕВОГО КРЕДИТА
И. КОЗАЧЕНКО, Я. ВАСИЛЬЕВА
И. Козаченко, доктор юридических наук, профессор УрГЮА, заслуженный деятель науки РФ.
Я. Васильева, аспирантка УрГЮА.
Происходящие в стране изменения затронули все сферы общественной жизни. В результате реформирования системы финансового контроля сложилась крайне сложная ситуация по исполнению бюджетов различных уровней. Не последняя роль в ее возникновении принадлежит получившим распространение фактам нецелевого использования бюджетных средств.
Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служат основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Несмотря на то, что полномочиями применять финансовые санкции обладают органы федерального казначейства, реально производить взыскания вправе только органы государственной налоговой службы. Однако отсутствие денежных средств на счету организации приводит к тому, что предписания органов федерального казначейства остаются без исполнения.
Нет ожидаемого эффекта и от мер гражданско - правового характера. Так, в рамках реализации государственной программы "Обеспечение жильем военнослужащих" на выделенные из федерального бюджета средства построен 30-квартирный дом, однако жилье распределено между работниками ТОО "Совхоз Кузьмичевский" Городищенского района Волгоградской области. Выселение этих лиц в соответствии со ст. ст. 48 и 100 ЖК РСФСР возможно только с предоставлением другого жилья. Поскольку свободного жилищного фонда у администрации района не было, военнослужащие остались без квартир. К сожалению, примеров подобного характера на практике встречается не мало.
В сложившейся ситуации законодатель был вынужден предложить более жесткие способы разрешения проблемы: в новый УК РФ введена ст. 176, ч. 2 которой предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Объективная сторона данного состава предусматривает два вида преступного деяния: незаконное получение государственного целевого кредита и использование законно или незаконно полученного государственного целевого кредита. И в том, и в другом случае для привлечения к уголовной ответственности необходимо причинение крупного ущерба и установление причинной связи между деянием и последствиями. Рассмотрим подробнее условия применения данной нормы.
Незаконное получение государственного целевого кредита. Утверждаемый ежегодно Государственной Думой федеральный бюджет включает финансовую помощь отдельным регионам страны или отраслям экономики.
Порядок предоставления целевых кредитов предусмотрен письмом Минфина РФ от 3 июля 1992 г. N 2-9 "О предоставлении кредитных ресурсов для нормализации платежей в народном хозяйстве". Согласно данному документу целевой государственный кредит выдается на основании письменного разрешения руководства Министерства финансов РФ или руководителя соответствующего финансового органа под гарантию, обеспечиваемую залогом товаров, находящихся в обороте и переработке у предприятия. Для получения государственного целевого кредита предприятие предоставляет следующие документы: справку - расчет; проект соглашения о предоставлении целевого государственного кредита; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; справку финансового органа о просроченных платежах в бюджет; прогноз прибыли; расшифровку долгосрочных финансовых вложений по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.
Для акционерных обществ требуется еще предоставление списка акционеров и размер их доли в уставном капитале.
Таким образом, под незаконным получением кредита следует понимать представление финансовому органу, дающему разрешение на получение государственного целевого кредита, заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, необходимых для получения такого кредита. Данные сведения должны влиять на волю кредитора в процессе принятия им решения о кредитовании. Заведомая ложность этих сведений состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены неполные данные фактического характера, искажающие смысл и содержание информации в них, или сделаны оценки, осознанно основанные на неверной информации.
Часть 1 ст. 176 УК определяет понятие "незаконное получение кредита" как получение кредита или льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации. Отличие же ч. 1 от ч. 2 ст. 176 УК состоит лишь в источнике финансирования и предмете преступления, а признак незаконности получения кредита относится к ним обоим. Следовательно, под незаконностью получения государственного целевого кредита следует понимать также представление заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии только другому субъекту кредитования.
Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению. Понятие и виды нецелевого использования разъяснены в письме Министерства финансов РФ от 16 апреля 1996 г. N 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета", согласно п. 4 которого под использованием кредита не по прямому назначению понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, не сопровождается неправовыми действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых средств. Если при выделении средств формулируются две или несколько целей, то недостижение одной из них означает в целом использование средств нецелевым.
На практике нецелевое использование бюджетных средств может проявиться:
- в направлении средств на банковские депозиты, в приобретении различных активов (валюты, ценных бумаг) с целью их последующей продажи;
- в осуществлении взносов в уставный капитал другого юридического лица, в оказании финансовой поддержки;
- в расходовании средств при отсутствии оправдательных документов, в неоформлении или неправильном оформлении первичных документов;
- в недостаче материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;
- в расходовании средств сверх норм, установленных Министерством финансов РФ.
Крупный ущерб как последствие незаконного получения государственного целевого кредита причиняется субъекту, выдавшему кредит. Размер крупного ущерба законодательно не определен, что может породить проблемы на практике. Денежное выражение крупного ущерба нельзя определять по аналогии, как это предлагают отдельные авторы, ибо это запрещено ч. 2 ст. 3 УК. По нашему мнению, возможны следующие варианты выхода из данной ситуации: во-первых, законодатель может внести поправку в примечание к ст. 171 УК и распространить действие критериев определения размеров крупного ущерба и на ст. 176 УК; во-вторых, можно обобщить судебную практику в целом по данной категории дел, а Верховный Суд РФ на базе полученных данных определит размер крупного ущерба и даст толкование данного понятия.
Однако крупный ущерб может иметь не только денежное выражение. Исходя из смысла ст. 176 УК, он может также выражаться в нарушении нормальной работы организаций, оказывающих услуги населению; в предоставлении льгот лицам, которые не имеют на это право, в ущерб льготникам; в причинении существенного вреда гражданам в результате неполучения выделенных средств на осуществление государственной целевой программы.
Субъектом данного преступления являются лица, которые окончательно утверждают документы, необходимые при подаче заявки на получение государственного целевого кредита, а также лица, имеющие право принятия решений о распоряжении полученными кредитными средствами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 24.06.1983)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ПИСЬМО Минфина РФ от 03.07.1992 N 2-9
"О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ПЛАТЕЖЕЙ В
НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
ПИСЬМО Минфина РФ от 16.04.1996 N 3-А2-02
"О НЕЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА"
Российская юстиция, N 5, 2000

Регламентация ответственности за неосторожные преступления  »
Комментарии к законам »
Читайте также