ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ И ТОРГОВЫМ ДЕЛАМ

ПО ГРАЖДАНСКИМ И ТОРГОВЫМ ДЕЛАМ
А.П. БЕЛОВ
Белов Анатолий Павлович
Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР.
Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982); за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в США. С 1987 по 1992 год - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате.
Автор многочисленных научных работ, опубликованных в различных научных журналах в России и за рубежом.
Процессуальным законодательством РФ и иностранных государств допускается разрешение споров по гражданским и торговым делам, в которых сторонами выступают как национальные, так и иностранные граждане и юридические лица, а также государство и его органы.
Если принятое компетентным судом решение не исполняется должником в добровольном порядке, оно приводится в исполнение в принудительном порядке.
Судебное решение является иностранным, если оно принято судом в одном государстве, а подлежит исполнению в другом государстве.
Эти вопросы регулируются как национальным законодательством соответствующей страны, так и международными договорами - многосторонними и двусторонними.
Рассмотрим этот вопрос по законодательству России и некоторых иностранных государств.
ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В России этот вопрос регламентируется как международными договорами, многосторонними (региональными) и двусторонними, так и национальным процессуальным законодательством.
Международные договоры
Многосторонние региональные международные договоры
Общим конституционным правилом РФ является преимущество международного договора над национальным законом, если международный договор по-иному регулирует какой-либо процессуальный вопрос, чем законодательная норма. Этот принцип действует также во всех иностранных государствах.
Многосторонним региональным договором с участием РФ является "Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (Киевское Соглашение 1992 г.), заключенное в рамках СНГ. Оно касается споров в сфере регулирования хозяйственной деятельности. Это споры, вытекающие из договорных и иных гражданско - правовых отношений между хозяйствующими субъектами: предприятиями, их объединениями, организациями любых организационно - правовых форм, а также гражданами, обладающими статусом предпринимателя. Хозяйствующим субъектам предоставлен в странах СНГ национальный режим (ст. 3).
Согласно ст. 7 Соглашения государства - участники СНГ признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентным судом одного государства СНГ, подлежат исполнению на территории других государств СНГ. Решения, вынесенные в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства Содружества органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства.
Об основаниях отказа в приведении в исполнение решения говорится в ст. 9 Соглашения.
Основаниями для отказа являются представленные должником в компетентный суд доказательства того, что:
судом запрашиваемого государства - участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
спор в соответствии с Соглашением разрешен некомпетентным судом;
другая сторона не была извещена о процессе и если истек 3-годичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.
В Соглашении предусмотрено оказание компетентными судами и иными органами стран СНГ взаимной правовой помощи. Суды и органы сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений об оказании правовой помощи суды и органы применяют законодательство своего государства. Документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.
Многосторонним региональным договором с участием РФ является также "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", заключенная в рамках СНГ в 1993 г. Вступила в силу 19 мая 1994 г. Россия участвует в ней с 10 декабря 1994 г.
Конвенция регулирует вопросы правовой помощи, связанной с отношениями как граждан, так и юридических лиц, предоставление им государствами - участниками Конвенции национального режима. Правовая помощь оказывается соответствующими учреждениями юстиции государств через свои центральные органы. Объем оказываемой правовой помощи касается процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, в том числе вопросов признания и исполнения судебных решений по гражданским делам (ст. 6).
В Конвенции предусмотрен порядок сношений и исполнения поручений сторон и иные процессуальные вопросы.
Раздел III Конвенции касается вопросов признания и исполнения решений учреждений юстиции и, в частности, по гражданским делам (ст. 51 "а").
Порядок признания и принудительного исполнения решений установлен в ст. 54 Конвенции, согласно которой ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решений рассматривается судом страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.
Суд, рассматривающий ходатайство, ограничивается рассмотрением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены, и выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.
Отказ в приведении в исполнение решений регулируется ст. 55 Конвенции. В ней определено, что в выдаче разрешения на принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если:
в соответствии с законодательством страны вынесения решения оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению;
ответчик не принял участия в процессе по причине невручения ему вызова в суд;
по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории Договаривающейся Стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой Договаривающейся Стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;
согласно положениям Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;
отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;
истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством Договаривающей Стороны, суд которой исполняет поручения.
Двусторонние международные договоры
Еще Советским Союзом были заключены международные договоры о правовой помощи, например, с Ираком (1970 г.), Италией (1979 г.), Финляндией (1978 г.), Грецией (1981 г.), Кипром (1984 г.). В 1994 году заключен договор между Республикой Молдова и РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Однако большинство договоров касается оказания правовой помощи по процессуальным вопросам и не затрагивает вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений.
Исключение составляет договор РФ с Республикой Молдова. Его положения практически полностью совпадают с положениями Конвенции 1993 г. (СНГ).
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основными нормативными актами законодательства РФ являются:
1) Гражданско - процессуальный кодекс РСФСР.
Это базовый нормативный акт законодательства РФ, в ст. 437 которого говорится, что порядок исполнения в РСФСР решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами СССР. Решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.
Сам порядок исполнения решений в РСФСР определен иными нормативными документами.
2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей". Этот Указ применяется в настоящее время, если он не противоречит иным нормативным актам РФ по указанному вопросу.
В ст. 1 Указа предусмотрено, что решения иностранных судов, в том числе по гражданским делам, признаются и исполняются в СССР, если это предусмотрено международным договором. Эта статья повторяет норму ст. 437 ГПК РСФСР.
В Указе рассматриваются положения о судебных органах, рассматривающих ходатайства взыскателей (ст. 2), основания отказа в признании и исполнении решения иностранного суда (ст. 5). Согласно Указу компетентный суд выдает исполнительный лист (ст. 8). Действия по принудительному исполнению производятся судебными исполнителями на основе законодательства СССР (см. ниже).
3) Постановление Президиума Верховного Совета СССР "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" от 21 июня 1988 г., в котором говорится о мерах по выполнению международных договоров о правовой помощи.
В Постановлении определены органы РФ, которые при оказании правовой помощи сносятся с соответствующими органами государств, заключивших договоры. Это Министерство юстиции РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ, МИД РФ - каждый по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 1). Минюст РФ издает инструкции по вопросам оказания правовой помощи, каковыми являются:
а) Циркулярное Письмо Министерства юстиции СССР от 9 марта 1972 г.;
б) "Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР (РФ) правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям", приложенная к указанному Письму. (Утверждена Министерством юстиции СССР 28 февраля 1972 г.)
В Циркулярном Письме указываются принципы, на которых основана Инструкция, и отмечается, что в ней речь идет об оказании взаимной правовой помощи учреждениями юстиции иностранных государств, с которыми заключены международные соглашения о правовой помощи, а также регулируется порядок оказания правовой помощи учреждениям юстиции государств, с которыми таких соглашений у СССР (РФ) не имеется.
В Инструкции содержатся, в частности, положения о порядке рассмотрения ходатайств об исполнении на территории СССР (РФ) судебных решений государств, с которыми заключены договоры по правовой помощи, определены суды, рассматривающие такие ходатайства. Сами действия по принудительному исполнению осуществляются судебными исполнителями на основании российского законодательства (раздел VI, п. 16).
Как указано выше, конкретный порядок исполнения решений иностранных судов определяется законодательством страны исполнения, а в том, что касается исполнения в РФ - законодательством РФ об исполнительном производстве.
Нормативными актами, касающимися принудительного исполнения решений иностранных государств, являются следующие:
а) Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ. В ст. 80 Закона "Исполнение решений иностранных судов и арбитражей" сказано следующее:
порядок исполнения в РФ решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами РФ и данным Федеральным законом;
исполнительный лист, выданный судом РФ на основании решения иностранного суда, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу;
исполнительный лист является исполнительным документом, выдаваемым судами на основании решений иностранных судов (ст. 7). Взыскание в отношении организаций осуществляется в виде наложения ареста на имущество должника и денежные средства в банках в рублях и иностранной валюте;
б) Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ. Этот Закон касается организации работы приставов, их полномочий, прав и обязанностей и ряда других положений.
ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ
В иностранных государствах, как и в России, вопрос признания и исполнения иностранных решений регулируется как на основе международных договоров, так и на основе национальных законодательств.
Международные договоры
Многосторонних договоров на всеобщей основе не имеется. Эти вопросы регулируются многосторонними (региональными) и двусторонними международными договорами.
Такими договорами являются, в частности, следующие:
1. Конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 27 сентября 1968 г. (Брюссельская Конвенция 1968 г. ("Convention on Jurisdiction and the Enforcement of judgments on Civil and Commercial Matters" (the Brusselss Convention).
Конвенция заключена в рамках ЕС. В ней участвуют Дания, Бельгия, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды и другие страны ЕС.
Согласно Конвенции судебное решение, принятое в стране - участнице, должно признаваться в другой стране - участнице без какой-либо особой процедуры, существо решения не пересматривается.
Непризнание решения может иметь место по ряду оснований, а именно:
если признание решения противоречит государственной политике страны, в которой испрашивается признание;
если решение было принято в отсутствие ответчика в случае его ненадлежащего уведомления;
если решение несовместимо с решением, вынесенным в споре между теми же сторонами в стране, где испрашивается признание, а также в стране, не являющейся участницей Конвенции;
если решение противоречит принципам международного частного права.
Согласно Конвенции при наличии между странами - участницами двусторонних соглашений по гражданским и торговым делам преимущество имеют нормы Конвенции.
2. Конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым вопросам со странами - участницами ЕС, заключенная в 1988 г. в Лугано. Ее участницами являются страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия,

О правовой природе налога  »
Комментарии к законам »
Читайте также