ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
РАБОТ
Г.Н. ЧЕРНИЧКИНА
Г.Н. Черничкина,
доцент кафедры гражданского права Военного
университета, кандидат технических наук,
патентный поверенный Российской
Федерации.
Договоры на выполнение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ оформляют отношения по созданию
новых результатов интеллектуальной
деятельности, прежде всего
научно-технической продукции: новых
материалов, устройств, технологий, а также
непосредственно проведение самих
исследований по их созданию.
Вовлечение
результатов научно-технической
деятельности в хозяйственный оборот
рассматривается Правительством Российской
Федерации <*> как одно из ключевых
направлений подъема российской экономики,
обеспечивающее реализацию национальных
интересов России. Основные цели
государства при вовлечении в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной
деятельности - обеспечение оборонной,
технологической, экономической и
экологической безопасности Российской
Федерации. В этих областях приоритетными
для государства являются результаты
научно-технической деятельности,
обеспечивающие решение задач укрепления
обороноспособности страны.
--------------------------------
<*> См. распоряжение
Правительства Российской Федерации
"Основные направления реализации
государственной политики по вовлечению в
хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности" от 30
ноября 2001 г. N 1607-р.
Создание наукоемкой
продукции требует крупных финансовых
затрат. В то же время в условиях
ограниченности бюджетных средств
государство берет на себя расходы,
связанные с созданием результатов
научно-технической деятельности в
приоритетных областях науки и техники. В
этой связи исследование правового
регулирования создания результатов
интеллектуальной деятельности в областях
науки и техники, исследование правовой
природы таких отношений и распределение
прав на полученные результаты являются
особенно актуальными.
Правовое
регулирование отношений, связанных с
созданием новых результатов
интеллектуальной деятельности,
осуществляется гл. 38 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ). В п. 1 ст.
769 ГК РФ дается определение данных видов
договоров. По договору на выполнение
научно-исследовательских работ
исполнитель обязуется провести
обусловленные техническим заданием
заказчика научные исследования, а по
договору на выполнение
опытно-конструкторских и технологических
работ - разработать образец нового изделия,
конструкторскую документацию на него или
новую технологию, а заказчик обязуется
принять работу и оплатить ее. Данные виды
договоров могут охватывать как весь цикл
работ, включающий проведение исследований,
дающих ответ об объективной возможности
получения новых материалов, устройств,
технологий, в том числе исследований по
разработке опытных образцов, изготовлению
образцов в целях доведения их до стадии
промышленного применения, так и отдельные
этапы этих работ.
Объединение указанных
договоров в одной главе ГК РФ связано с их
общей правовой природой. По правовой
природе договоры на выполнение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ <*> относят к договорам подрядного
типа, так как они регулируют прежде всего
выполнение работ по заданию заказчика,
который должен принять работу и оплатить
ее. На этом сходство с подрядными
отношениями заканчивается. Договоры НИОКР
и ТР отличаются от подрядных отношений
следующим.
--------------------------------
<*>
Далее - договоры НИОКР и ТР.
Договоры
НИОКР и ТР регулируют отношения в области
создания результатов интеллектуальной
деятельности, таких, как изобретения,
полезные модели, промышленные образцы,
программы для ЭВМ, топологии интегральных
микросхем и другие результаты - объекты
интеллектуальной собственности в
научно-технической и производственной
области, в то время как подрядный договор
регулирует отношения в области создания
или улучшения потребительских свойств
вещи. Далее, передача исполнителем
полученного по договору НИОКР и ТР
результата работ заказчику не исключает
для исполнителя возможности использовать
полученный им результат в других научных
исследованиях, так как исполнителю
известен уровень знаний, которого он сам же
и достиг, проводя исследования по заказу
заказчика. В подрядном договоре исключено
использование подрядчиком результата
работ, который он передал заказчику.
Специфика научных исследований и
конструкторских работ по объективным
причинам связана с тем, что для данных видов
работ велик риск неполучения заданного
результата. Например, при исполнении
договора на выполнение
опытно-конструкторских работ выявилась
объективная невозможность разработать
конструкцию механизма с заданными
параметрами либо по договору на выполнение
научно-исследовательских работ был получен
отрицательный результат, отличный от того,
которого ожидали стороны договора. Такая
особенность правовой природы договоров
НИОКР и ТР нашла отражение и в правовом
регулировании договоров, отличающем их от
правового регулирования подрядного
договора. В п. 3 ст. 769 ГК РФ указывается, что
риск случайной невозможности исполнения
договора на НИОКР и ТР несет заказчик, если
иное не предусмотрено законом или
договором.
В то же время в силу близости
правовой природы договоров НИОКР и ТР и
договора подряда ст. 778 ГК РФ закрепляет
возможность применения соответствующих
правил договора подряда для правового
регулирования договоров НИОКР и ТР. К
правовому регулированию договоров НИОКР и
ТР применяются правила договора подряда о
сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ), о цене
работ (ст. 709 ГК РФ), о последствии неявки
заказчика за получением результата работ
(ст. 738 ГК РФ).
Несмотря на близость к
договору подряда, договоры на выполнение
НИОКР и ТР являются самостоятельным видом
договоров в гражданском праве, отличным и
от других договоров на создание и
использование результатов
интеллектуальной деятельности. В
литературе <*> отмечается их отличие от
авторского договора заказа на создание
особого вида объекта права
интеллектуальной собственности -
произведения. Отличия автор публикации
выявляет прежде всего в том, что авторский
договор заказа заключается
непосредственно с физическим лицом -
автором для создания научного
произведения, в то время как договоры на
выполнение НИОКР и ТР обычно заключаются с
юридическими лицами - научными
учреждениями, которые организуют
выполнение работ.
--------------------------------
<*> См.: Гражданское право: Учебник. Часть
II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.:
ПРОСПЕКТ, 1997. С. 363, 364.
Следует отметить,
что законодательство не запрещает
заключать договор на выполнение научных
исследований и конструкторских работ с
конкретным исполнителем, ученым,
конструктором, и такой договор не будет
авторским. Представляется, что по
авторскому договору заказа оформляется
создание одного конкретного результата
интеллектуальной деятельности, и прежде
всего не в научно-технической области, а в
области литературы и искусства, в то время
как по договору на выполнение НИОКР и ТР в
рамках заказа на проведение научных
исследований, конструкторских работ
объективно предполагается создание
совокупности отдельных результатов
интеллектуальной деятельности, которые в
целом и представляют заказанный результат
научных исследований, конструкторских
работ или технологических работ.
В
литературе также указывается и на отличие
договоров НИОКР и ТР от лицензионных
договоров, которые прежде всего оформляют
использование в производстве
принадлежащих другим лицам уже готовых,
созданных результатов интеллектуальной
деятельности. В то время как договоры на
выполнение НИОКР и ТР позволяют заказчику
решать свои научно-технические проблемы
силами исполнителя, заказывая ему
проведение научных исследований, создание
опытных конструкций, новых технологий, а
также апробирование их и доведение до
стадии промышленного использования.
По
юридическим признакам договоры на
выполнение НИОКР и ТР являются
консенсуальными. Согласно ст. 432 ГК РФ такой
договор считается заключенным, а у сторон
возникают права и обязанности, если стороны
в требуемой форме достигли соглашения по
всем существенным условиям договора. Кроме
этого, договор взаимный, т.е. обязанностям
одной стороны договора корреспондируют
соответствующие права другой стороны и
наоборот. Договоры на выполнение НИОКР и ТР
возмездные. В п. 3 ст. 424 ГК РФ закреплено
правило, в силу которого условие о цене в
возмездном договоре является обычным
условием. Согласно этому правилу в случаях,
когда в возмездном договоре цена не
предусмотрена сторонами и не может быть
определена исходя из условий договора,
исполнение договора должно быть оплачено
по цене, которая при сравнимых
обстоятельствах обычно взимается за
аналогичные товары, работы или услуги.
Однако на практике стороны согласовывают
условие о цене договора, для определения
которой применяют правила ст. 709 ГК РФ, т.е.
правила договора подряда.
Сторонами
договора являются исполнитель и заказчик.
Исполнителем научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, технологических
работ является, как правило, юридическое
лицо - научные институты,
исследовательские, конструкторские,
технологические центры, учебные заведения.
Эти юридические лица имеют права и
обязанности исполнителя договора. Однако
непосредственно все работы проводят
физические лица, которые находятся в
трудовых отношениях с данными
организациями и выполняют работы по
существу по заданию их работодателя.
Правовой режим результатов, полученных
физическими лицами, является служебным.
Отношения разработчиков и работодателя,
который одновременно и исполнитель по
договору НИОКР и ТР, являются служебными,
поскольку разработчики проводят работы по
непосредственному заданию их работодателя.
Следует отметить, что со стороны
исполнителя договора на выполнение НИОКР и
ТР не исключено участие и конкретного
физического лица.
Заказчиками по
договору на выполнение НИОКР и ТР могут
быть юридическое лицо, физическое лицо,
органы власти Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, нуждающиеся в
проведении соответствующих исследований и
разработок.
Если заказчиком по договору
выступает государство в лице
уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, то согласно ст. 778 ГК
РФ к государственным контрактам на
выполнение НИОКР и ТР для государственных
нужд применяются правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ,
регламентирующие выполнение работ для
государственных нужд.
По смыслу п. 1 ст.
763 ГК РФ выполнение НИОКР и ТР,
предназначенных для удовлетворения
потребностей Российской Федерации или
субъекта Российской Федерации и
финансируемых за счет средств бюджетов,
должно осуществляться на основе
государственного контракта. Порядок
заключения государственного контракта на
выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ предусмотрен совместным Приказом
Миннауки России, Минэкономики России и
Минфина России от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н
<*>, однако данный документ официально
опубликован не был и имеет
рекомендательный характер.
--------------------------------
<*> См. Приказ
Миннауки России, Минэкономики России,
Минфина России "Об утверждении Типового
положения о порядке размещения заказов на
выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ прикладного характера для
государственных нужд путем проведения
торгов (конкурса) и иных способов закупки и
порядке заключения государственных
контрактов" от 17 октября 1997 г. N
94/130/74н.
Государственными заказчиками в
договорах на выполнение НИОКР и ТР с учетом
их сферы деятельности и специфики могут
выступать Миннауки России, Минобороны
России, Минатом России и другие федеральные
органы исполнительной власти, которые
разрабатывают применительно для себя
примерные условия контрактов. Например, для
решения вопросов формирования и размещения
государственного оборонного заказа в
области вооружения и военной техники
общего применения в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 10 июня
2003 г. N 650 <*> при Минобороны России создан
Государственный комитет Российской
Федерации по оборонному заказу
(Госкомоборонзаказ), который является
федеральным органом исполнительной власти
и в число функций которого входит
обеспечение осуществления заказов на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы по
разработке видов вооружений и военной
техники и созданию новых технологий их
производств.
--------------------------------
<*>
См. Указ Президента Российской Федерации
"Об утверждении Положения о
Государственном комитете Российской
Федерации по оборонному заказу при
Министерстве обороны Российской Федерации"
от 10 июня 2003 г. N 650.
Помимо ГК РФ,
государственные контракты регулируются
дополнительно указами Президента
Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации,
которые закрепляют за Российской
Федерацией права на результаты
научно-технической деятельности,
полученные за счет средств бюджета. Так,
договоры на выполнение НИОКР и ТР
гражданского назначения дополнительно
регулируются Указом Президента Российской
Федерации "О государственной политике по
вовлечению в хозяйственный оборот
результатов научно-технической
деятельности и объектов интеллектуальной
собственности в сфере науки и технологий"
от 22 июля 1998 г. N 863 и принятым в соответствии
с ним Постановлением Правительства
Российской Федерации "Об использовании
результатов научно-технической
деятельности" от 2 сентября 1999 г. N 982.
Договоры на выполнение НИОКР и ТР,
результаты которых относятся к объектам
военного, специального и двойного
назначения, дополнительно регулируются
Указом Президента Российской Федерации "О
правовой защите результатов
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ военного, специального и двойного
назначения" от 14 мая 1998 г. N 556 и
Постановлением Правительства Российской
Федерации "О первоочередных мерах по
правовой защите интересов государства в
процессе экономического и
гражданско-правового оборота результатов
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ военного, специального и двойного
назначения" от 29 сентября 1998 г. N 1132.
Названные нормативные документы обязывают
государственного заказчика устанавливать
в государственном контракте условие,
закрепляющее за Российской Федерацией все
права на результаты научно-технической
деятельности, полученные при реализации
государственного контракта, а также
обязанность исполнителя уведомлять
заказчика обо всех созданных в рамках
государственного контракта результатах
интеллектуальной деятельности.
Договор
на выполнение НИОКР и ТР заключается в
простой письменной форме с обязательным
приложением технического задания,
календарного плана работ и сметы. Каждой из
сторон предоставляется один из подлинных
экземпляров.