Как слово наше отзовется

ПОНЯТИЯ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ,
ОСКОРБЛЕНИЯ И НЕНОРМАТИВНОСТИ В ТЕКСТАХ ПРАВА
И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В.Н. БАЗЫЛЕВ, Ю.А. БЕЛЬЧИКОВ,
А.А. ЛЕОНТЬЕВ, Ю.А. СОРОКИН
Продолжая тему, поднятую в "Российской юстиции" (N 3, 1997 г. - "Честь и доброе имя. О конфликте журналистики и юриспруденции"), предлагаем вашему вниманию исследование ученых - лингвистов В.Н. Базылева, Ю.А. Бельчикова, А.А. Леонтьева и Ю.А. Сорокина о понятиях чести и достоинства, деловой репутации, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации.
Это исследование сделано по заказу Фонда защиты гласности. Оно предназначено одновременно и очень широкому, и довольно узкому кругу читателей. Широкому, потому что в него входят и судьи, и адвокаты, и прокуроры, и журналисты, преподаватели и студенты, редакторы и исследователи. Узкому, потому что пригодиться оно может только тем из них, кто на собственном печальном опыте или - что в России случается гораздо реже - на опыте чужом убедился, насколько зыбки в сфере права понятия, которыми в повседневной жизни мы пользуемся как не вызывающей сомнений данностью.
Учитывая сложившуюся конъюнктуру по делам об унижении чести и достоинства, оскорблениях и клевете, возмещении морального вреда и нанесении ущерба репутации, где ответчиками выступают средства массовой информации, можно сказать, что потребность в таком исследовании назрела. Количество этих дел растет как на дрожжах. И буквально в каждом вопрос о содержании понятий, перешедших из обыденного языка в язык юридических документов, является едва ли не определяющим. Впрочем, следует оговориться: должен был бы являться определяющим, ибо о сути спора невозможно судить, если стороны вкладывают разный смысл в используемую терминологию.
То, что язык закона в статьях Гражданского и Уголовного кодексов, посвященных этому виду правонарушений, несовершенен, замечено давно. Не случайно Верховный Суд России дважды возвращался к этим вопросам и в своих Постановлениях N 11 от 18.02.92 и N 10 от 20.12.94 пытался преодолеть все более и более отчетливо видимые противоречия в судебной практике по их применению.
Однако положения это не выправило, и ситуация по-прежнему такова, что правосудие по вышеупомянутым вопросам зиждется на весьма шаткой, разными, в том числе политическими и социальными, ветрами колеблемой основе.
Может показаться, что, ставя вопрос таким образом, мы заботимся в первую очередь о юристах и их правовом инструментарии. Но это не так. Мы в не меньшей степени думаем при этом и о журналистах, ибо слово, текст и контекст, в которых это слово существует, являются главным предметом возникающих конфликтов, и ясность представления о рамках и границах, в которых оно может и должно существовать, служит одной из основ журналистской "техники безопасности".
Разумеется, мы не обольщаемся: пока есть власть и есть пресса, конфликты между ними неизбежны в силу уже одного того, что миссии, возлагаемые на них обществом, конфликтны по определению. В не меньшей степени чреваты конфликтами и две тенденции: охранения частной жизни гражданина и осуществления права всех граждан на общественно значимую информацию. Но мы все заинтересованы, чтобы в этом не только потенциально, а реально существующем бурном море конфликтов суд, призванный эти конфликты разрешать, стоял на прочных якорях очевидных и недвусмысленных правовых норм.
Предлагаемый вашему вниманию материал построен по принципу "вопрос - ответ". Иными словами, он состоит из сорока тематических блоков, каждый из которых открывается формулировкой вопроса. Так как блоки сгруппированы в соответствии с обозначенной тематикой, читатель может найти в них ответ и на те вопросы, которые в явной форме не сформулированы.
Теперь слово филологам.
1. Четко ли определены в текстах права основные понятия, такие, как "честь", "достоинство", "клевета", "оскорбление", "унижение чести и достоинства", и др.?
К сожалению, нет. Начнем с того, что достоинство понимается в Конституции РФ как абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. Иначе говоря, как бы общество ни оценивало данного человека и как бы сам он ни относился к себе, он уже как личность имеет ценность в глазах государства и общества. Однако в юридической литературе часто понимание достоинства как (положительной) самооценки личности. Тогда оказывается бессмысленной формулировка "унижение достоинства": разве возможно унижать ценность личности в ее собственных глазах? При этом "честь" и "достоинство" разграничены нечетко. В ГК РФ честь, как и достоинство, отнесена к нематериальным, по определению неотчуждаемым правам личности (благам). Но в юридической литературе она чаще всего понимается как положительная социальная оценка человека, как "сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании" (А. Эрделевский). Совершенно непонятно, что такое "внешняя честь" и "гражданская честь": по мнению одного из специалистов (А. Анисимова), последняя исходит от государства и... исчезает в случае уголовного наказания!
Нет четкого определения и понятия "унижение чести и достоинства", что особенно печально, так как многие другие основные понятия связаны с этим, например, "оскорбление", "клевета".
Нет в правовых текстах и определения "неприличная форма", хотя на этом понятии основывается понятие "оскорбление". Смешиваются "порочащие" и "позорящие" сведения и т.д.
Одним словом, нечеткость и неопределенность в трактовке основных понятий как в текстах законодательства, так и в юридической литературе способствуют субъективности и нечеткости их толкования в правоохранительной практике.
2. Что такое "честь" и ее "унижение"?
С правовой точки зрения честь - это сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств лица (физического или юридического) в общественном сознании. Однако тогда определение чести вступает в некоторое противоречие с ее пониманием в ГК РФ как нематериального и неотчуждаемого права личности, если только не понимать это право как своего рода "презумпцию наличия чести" - допущение, что человек располагает честью, если он не допустил поступков или высказываний, не совместимых с его положительной оценкой в общественном мнении (общественном сознании). Ср. в Комментарии к ГК РФ: "При защите чести и достоинства действует презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности. Это означает, что доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их распространил".
Унижение чести предполагает, что истец ощущает изменение (или считает потенциально возможным изменение) общественного мнения о себе. Это сознательная дискредитация человека в общественном мнении. Однако, как указывает Комментарий в УК РФ, "наличие унижения и его степень, глубину оценивает в первую очередь сам потерпевший": объективных, тем более операциональных критериев для доказательства того, что "унижение чести" имело место, в законе и текстах права вообще нет.
3. Что такое "достоинство" и можно ли его "унижать"?
По А. Анисимову, достоинство - это "самооценка личности, основанная на ее оценке обществом". Но сама общественная оценка человека не соотнесена с понятием достоинства. Достоинство есть ощущение человеком своей ценности как человека вообще, конкретной личности, профессионала и т.д. Отсюда понятия личного, профессионального, национального достоинства. Конституция РФ в ст. 21 говорит: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Достоинство, как и честь, включается законодателем в число нематериальных прав личности.
Таким образом, понятие достоинства включает в себя сознание человеком своей абстрактной и конкретно - социальной ценности, а также ценности (значимости) социальных групп, в которые он входит (другой вопрос, на какой основе формируются эти группы: чаще всего они являются профессиональными, национальными или конфессиональными (религиозными). Оно по определению может быть только со знаком "плюс" - есть ли у данного лица те или иные положительные качества и что по поводу этого лица считает общественное мнение, здесь несущественно.
Конституция РФ не случайно говорит не об унижении, а об умалении достоинства. Здесь, по-видимому, проведена четкая грань между унижением как дискредитацией человека в общественном мнении и умалением как таким воздействием на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву. Нельзя унизить человека в его собственных глазах. Поэтому правильнее было бы говорить не об "унижении чести и достоинства", а об "унижении чести и умалении достоинства".
4. Что такое "репутация", "престиж" и "доброе имя"?
Понятие репутации (вообще) в текстах законодательства отсутствует: есть лишь понятие деловой репутации как нематериального права личности (относящегося и к юридическому лицу), не имеющее никакого раскрытия в ГК РФ. (Впрочем, термин "репутация" встречается в УК РФ в статье о клевете, но из контекста видно, что имеется в виду именно и только деловая репутация). Видимо, понятие репутации, раскрываемое в Комментарии к ГК РФ как "сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств", есть лишь одна из сторон понятия чести, более широкого, чем понятие репутации.
Что касается понятия деловой репутации, то она связывается в текстах права прежде всего с предпринимательской деятельностью и определяется А. Эрделевским как "сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании". Строго говоря, деловая репутация может быть и отрицательной, но, как правило, это сочетание употребляется в положительном смысле: ср. "защита деловой репутации".
Понятие престижа или морального престижа законодателем вообще не употребляется и встречается только в юридической литературе. Это оценка данного лица общественным мнением с точки зрения его социальной роли, социального статуса, социального влияния. Поэтому престиж может быть более или менее высоким, но не имеет качественной оценки. Сочетание же "моральный престиж" внутренне противоречиво: прилагательное "моральный", казалось бы, относится к личности человека, а существительное "престиж" - бесспорно только к его оценке общественным мнением.
Что такое "доброе имя" человека - термин, впервые употребленный в тексте нового ГК РФ, - остается пока совершенно непонятным. Видимо, этот термин синонимичен репутации (в общем смысле), и, следовательно, понятие доброго имени подчинено понятию чести.
Одним словом, все эти понятия не определены законодателем и пока не вносят ничего содержательно или процессуально нового.
5. Что такое клевета?
Ответ УК РФ следующий: это "распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию". Следовательно, понятие клеветы включает три признака: а) унижение (опорочение) чести и достоинства или подрыв репутации; б) умышленность этого деяния; в) ложность распространяемых сведений.
Таким образом, клевета - такое унижение чести и достоинства (или унижение чести и умаление достоинства), которое связано с умышленной ложью, но совершенно не обязательно предполагает неприличную форму (в отличие от оскорбления - см. ниже).
Попытаемся несколько подробнее разобраться в определении клеветы, данном УК РФ. Здесь есть две неясности.
Во-первых, что такое "заведомо ложные" сведения (формулировка перешла в новый УК из старого)? По-видимому (так трактует это выражение Комментарий к УК РФ), имеется в виду осведомленность распространителя клеветнических сведений об их ложности. Но точное определение законодатель не дает.
Во-вторых, что такое "порочащие" сведения и как они соотнесены с унижением чести и достоинства? В подзаконном акте - Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.02.92 - есть определение порочащих сведений: "не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов... которые (утверждения. - Авт.) умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица". Значит, налицо три признака порочащих сведений: а) направленность на унижение (умаление) чести и достоинства либо деловой репутации; б) характер сведений (нарушение законодательства или общепринятых моральных принципов); в) ложность этих сведений. Если по признакам б) и в) сведения легко квалифицировать как порочащие, то основной признак - а) - возвращает нас к оставшемуся неопределенным понятию унижения чести и достоинства.
6. Порочащие сведения и позорящие сведения - это одно и то же?
Нет, не одно и то же, хотя кое-где в юридической литературе они отождествляются. Позорящие сведения, как и порочащие, направлены на унижение чести и достоинства. Но, в отличие от порочащих, у них нет признака ложности.
7. Что такое вообще сведения?
Сведения - это тексты, содержащие описание (и оценку) тех или иных событий или их отдельных компонентов. Они могут быть фактологическими и оценочными, истинными и ложными и т.д. Сведения могут разглашаться и распространяться. Они могут выражаться в разных языковых формах.
8. Что такое оскорбление?
Согласно ст. 130 УК РФ, это "унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме". Здесь присутствуют два признака: а) направленность на унижение чести и достоинства и б) неприличная форма. Строго говоря, предполагается еще один признак, в тексте статьи прямо не указанный, - это умышленный характер деяния. Правдивость (истинность) или ложность сведений, распространяемых при оскорблении, значения не имеет.
Как мы видели выше, понятие унижения чести и достоинства субъективно и юридически точно неопределимо. Трудно, хотя и возможно установить умышленность оскорбления. И, наконец, столь же туманно, как мы увидим далее, понятие "неприличной формы". Получается неопределенность если не в кубе, то в квадрате.
9. Что понимается под "неприличной формой"?
Если бы кто-нибудь знал, что надо понимать под этим выражением! Законодатель никаких определений не дает. А Комментарий к УК РФ - лучше бы не давал. Вот что он говорит: "Неприличная форма дискредитации потерпевшего означает, что отрицательная оценка его личности дается в явно циничной, а потому резко противоречащей принятой в обществе манере общения между людьми. Это прежде всего нецензурные выражения, сравнения с одиозными историческими и литературными персонажами".
Циничный - синоним непристойного или неприличного, с той только разницей, что непристойность не предполагает умышленности, а цинизм предполагает. Что такое "явно циничная манера" - остается тайной. Что вкладывается в понятие "принятой в обществе манеры общения между людьми" - еще менее ясно.
Нецензурные выражения - опять-таки

Комментарии к законам »
Читайте также