Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

В. ЛАРИЧЕВ, Е. МИЛЯКИНА
В. Ларичев, доктор юридических наук, профессор.
Е. Милякина, кандидат экономических наук.
Общие сведения о невозврате из-за границы
средств в иностранной валюте
Возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из России валютных средств в современных экономических и политических условиях представляет собой первоочередную государственную задачу.
Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и невозврат валютных средств принял угрожающие размеры как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно - импортных операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.
Экспертные оценки размера вывезенных и незаконно невозвращенных в Россию средств довольно противоречивы. Так, по данным Министерства экономики России, за весь период реформ из страны вывезено 210 - 230 миллиардов долларов США. 40 - 50 из них получены в основном в результате незаконных экспортно - импортных, бартерных, валютно - финансовых операций, а также легализации доходов от незаконных видов бизнеса. 165 миллиардов долларов вывезено без нарушения законодательства.
Совет Безопасности РФ, также ссылаясь на выкладки экспертов, считает: с 1992 по 1997 год из России в мировые финансовые центры переведено свыше 60 миллиардов долларов. Доля "грязных" денег составляет 30 - 40 процентов общего объема российского капитала, осевшего за рубежом. Ежемесячно гражданами РФ переводится за рубеж, по данным иностранных правоохранительных органов, примерно 1 миллиард долларов.
По оценкам специалистов Банка России, ежегодный незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 миллиардов долларов. Только за один 1997 год было вывезено около 9 миллиардов. Общая сумма капиталов, нелегально покинувших страну за пять лет, согласно этим оценкам эквивалентна 70 - 80 миллиардам долларов США.
По данным Международного валютного фонда и Парижского клуба, сумма нелегального оттока валютно - финансовых средств из России составляет примерно 50 - 60 миллиардов долларов.
Есть и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты полагают, что бегство капиталов достигло 700 миллиардов долларов.
По оценкам различных контролирующих ведомств России, за последние несколько лет наше государство потеряло около 60 миллиардов долларов.
Поэтому Президентом и Правительством РФ с привлечением ГТК, ВЭК, Госналогслужбы и совместно с ЦБ был предпринят ряд мер по созданию общегосударственной системы валютного контроля.
Меры, принимаемые для сокращения
оттока за рубеж валютных средств
Создание и обеспечение устойчивого функционирования внутреннего валютного рынка.
В целях создания устойчивого и крупного по объемам поступлений внутреннего валютного рынка, ограничения во многом искусственно завышенного спроса на иностранную валюту и последующей утечки капитала за пределы РФ, обеспечения прогнозируемого и устойчивого курса рубля, репатриации в страну валютной выручки от экспорта товаров были изданы: Указы Президента РФ от 30 декабря 1991 г. N 335 "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 г. N 629 (в ред. от 24 декабря 1993 г. N 2283) "О частичном изменении порядка обязательной продажи валютной выручки и взимания экономических пошлин", Инструкция Центробанка от 29 июня 1992 г. N 7 (с изменениями и дополнениями) "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные и банки проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" и другие нормативные акты.
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" был принят 9 октября 1992 г. Юридические лица независимо от форм собственности (в том числе с иностранными инвестициями) должны были осуществлять обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России.
Согласно названным актам операции на валютном рынке могут проводиться лишь через уполномоченные банки, то есть банки и иные кредитные учреждения, включая банки с участием иностранного капитала (иностранных инвестиций), получившие лицензии Центрального банка России на проведение валютных операций.
Валютные средства любого юридического лица - резидента должны храниться на его валютном счете в уполномоченном банке.
Помимо открытия валютного счета в уполномоченном банке на территории РФ, предприятие - резидент может иметь валютный счет в иностранном банке за границей, для чего необходимо разрешение ЦБ. Такие предприятия обязаны предоставлять отчетность по остаткам средств на своих счетах, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в Россию за отчетный период. Банк России может потребовать перевода на счета в уполномоченные банки части средств, находящихся на счетах за границей, если их сумма превышает рабочие остатки, необходимые для осуществления операций по данному счету. Суммы, числящиеся на валютных счетах, могут быть по распоряжению владельца счета: переведены за границу по экспортно - импортным операциям; перечислены на счета посредников для последующего перевода за границу в оплату импортируемых товаров; перечислены на валютные счета других предприятий за полученные товары; использованы на оплату кредитов в иностранной валюте, полученных в банках, и другие цели.
Принятые меры позволили создать внутренний валютный рынок, который функционировал более или менее устойчиво до 17 августа 1998 г. Отрицательные последствия принятого Правительством России в этот день решения негативно сказались и на функционировании этого рынка.
Поэтому для его стабилизации был принят Федеральный закон N 192-ФЗ от 29 декабря 1998 г. "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", в соответствии с которым размер обязательной продажи валютной выручки увеличился до 75 процентов, а сроки ее продажи сокращены с 14 до 7 дней. Также двукратно уменьшились предельные сроки возврата валютной выручки - со 180 до 90 дней.
Эти меры повысили наполняемость рынка и обеспечили его определенную устойчивость; была обеспечена стабильность репатриации в страну валютной выручки от экспорта товаров и объемов обязательной выручки на специальных торговых сессиях и межбанковских валютных биржах. Объемы поступлений уже в ноябре 1998 г. приблизились к 4 миллиардам долларов, то есть к докризисному уровню середины лета, а в декабре, исходя из предварительных данных, они оценивались примерно в 4,5 - 4,7 миллиарда долларов.
Однако устойчивое функционирование внутреннего валютного рынка не является единственным достаточным условием для того, чтобы предупредить утечку валютных средств за рубеж. В ряде случаев валюта покупается на внутреннем рынке именно для перевода ее за пределы России. В частности, как показывают расчеты, объем иностранной валюты, купленной в декабре 1998 г. на специальных торговых сессиях ММВБ, оказался примерно вдвое выше реальных платежей по организованному импорту из стран дальнего зарубежья за предшествующие два - три месяца.
Наряду с этим была создана общегосударственная система валютного контроля за экспортно - импортными операциями.
Контроль за экспортными операциями
В первую очередь необходимо отметить введение с 1 января 1994 г. таможенно - банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, вывозимых с таможенной территории РФ.
В рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами, контроль федеральных органов исполнительной власти за экспортом ресурсов, включая ВЭК России, в основном сводится к обеспечению совместно с ЦБ своевременного и полного поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, а также к выполнению экспортерами всех предусмотренных законодательством обязательств перед государством.
Законодательную основу валютного контроля за экспортными операциями составляют Законы РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности", Таможенный кодекс РФ.
Механизм валютного контроля изложен в совместной Инструкции ЦБ РФ N 19 и ГТК РФ N 01-20/10283 от 12 ноября 1993 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров", письме ГТК РФ от 2 февраля 1994 г. N 01-13/1116 "О разъяснении положений Инструкции о таможенно - банковском контроле за поступлением экспортной валютной выручки", во Временном положении о распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней (приложение N 2 к Приказу ГТК от 29 декабря 1995 г. N 796), в Приказе ГТК от 4 февраля 1998 г. N 63 "О внесении дополнений и изменений в Приказ ГТК от 29 декабря 1995 г. N 796 ". Обязанность экспортера зачислять валютную выручку на свой счет в уполномоченные банки установлена статьей 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Использование для этих целей иных счетов возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ.
Схема таможенно - банковского контроля представляет собой прохождение базовой документации через уполномоченные банки и таможенные органы, которые принимают экспортный груз к оформлению при наличии в сопроводительных документах реквизитов валютного счета для перевода экспортной выручки.
В целях обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию установлен следующий порядок контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий - резидентов, осуществляющих экспорт товаров.
По каждому заключенному контракту экспортер составляет паспорт сделки ПСэ (базовый документ валютного контроля, оформляемый в банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартизированной форме), который вместе с оригиналом или копией контракта представляет в уполномоченный банк. Последний рассматривает эти документы и в случае выполнения необходимых условий принимает данный контракт на расчетное обслуживание, для чего второй экземпляр помещает в досье (специальная подборка документов по контролю за поступлением выручки от экспорта товаров). Досье формируется уполномоченными банками по каждому ПСэ.
Уполномоченный банк может отказать в подписании ПСэ при обнаружении нарушений правил оформления, а также при несоответствии содержания внешнеторгового контракта действующему валютному законодательству, а именно если:
отсутствуют условия, предусматривающие зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ;
имеются условия зачисления выручки на счета юридических или физических лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
в ПСэ подпись экспортера не соответствуют образцу подписи лица, имеющего право первой подписи, хранящемуся в уполномоченном банке.
В случае внесения в контракт изменений условий сделки или иных данных, указанных в уже подписанном банком паспорте, экспортер обязан до прохождения таможенного оформления представить в уполномоченный банк переоформленный ПСэ с тем же номером.
До представления экспортных товаров к таможенному оформлению экспортер получает в банке ксерокопию ПСэ, снимает копию с подготовленной грузовой таможенной декларации (ГТД). Эти копии он представляет таможенным органам в дополнение к документам, предусмотренным таможенным законодательством России.
Итак, при прохождении таможенного оформления экспортных грузов представляются следующие документы: внешнеторговый контракт; оригинал заполненной грузовой таможенной декларации (ГТД) и ее копия; копия ПСэ; лицензия ЦБ для зачисления валютных средств на счета в иностранные банки; иные документы, подтверждающие заявленные сведения. В случае расхождения сведений об общей стоимости товаров, валюте платежа, форме расчетов, сроках, разновидностях валютных счетов и т.п. во внешнеторговом контракте и паспорте сделки выпуск товаров не приостанавливается.
Таможенным органом проверяется код характера сделки, валюта платежа по внешнеторговому контракту, а также подписи и оттиски печати банка.
Следует отметить, что для предупреждения различных злоупотреблений ЦБ информирует ГТК о банках, потерпевших банкротство, подвергнутых принудительной реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии.
Таможенное оформление завершается подписанием должностным лицом таможенного органа копии ПСэ с простановкой личной номерной печати. Данный документ остается наряду с экземпляром ГТД в делах таможенного органа. При выявлении нарушений порядка оформления перечисленных документов составляется акт, представляемый в отдел таможенной стоимости и валютного контроля таможни с копиями документов, содержащих нарушения и несоответствия, а выпуск груза приостанавливается.
После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки, а экспортер в 10-дневный срок с момента выпуска товаров таможенными органами представляет в банк копию ГТД.
На основании данных ГТД таможенный орган информирует уполномоченный банк о совершении экспортной отгрузки посредством учетной карточки (УК) таможенно - банковского контроля (возвратный документ, формируемый для направления в банки и содержащий часть сведений из ГТД) и реестра ожидаемых поступлений валютной выручки на транзитные счета экспортеров. Учетная карточка заполняется по конкретной отгрузке и содержит сведения из ГТД, необходимые для валютного контроля. В реестре, составляемом в двух экземплярах, сгруппирована информация по уполномоченным банкам и срокам поступления, об экспортных отгрузках и суммах выручки.
Информация, вносимая в реестр
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Таможенными органами: ¦ Уполномоченными банками: ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦номер паспорта сделки ¦сумма выручки от экспорта¦
¦ ¦товаров, фактически поступившая¦
¦ ¦на транзитный валютный счет¦
¦ ¦экспортера по конкретной¦
¦ ¦отправке, указанной в учетной¦
¦ ¦карточке ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦номер учетной карточки ¦разность между стоимостью товара¦
¦ ¦по ГТД и размером фактически¦
¦ ¦поступившей выручки на¦
¦ ¦транзитный валютный счет ¦
+-------------------------------+--------------------------------+

Комментарии к законам »
Читайте также