Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы
РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
С.А.
ГОРШКОВА
Горшкова Светлана Анатольевна,
кандидат юридических наук, научный
сотрудник Института государства и права
РАН.
Одним из определяющих векторов
проходящей в нашей стране реформы судебно -
правовой системы является утверждение
судебной защиты прав граждан, которая
должна отвечать назревшим потребностям
российского общества, соответствовать
международным нормам, в том числе
европейским стандартам по правам человека.
Речь идет о значительном обновлении
законодательной базы в сфере судебного
производства. Причем вводимые в российское
законодательство общепризнанные правовые
нормы и механизмы должны опираться и
взаимодействовать с утвердившимися и
оправдавшими себя в современных условиях
традиционными для нас правовыми
институтами.
После вступления России в
Совет Европы (февраль 1996 года) нашей стране
удалось многое сделать по имплементации
европейских норм в российскую судебно -
правовую систему. В результате ратификации
Российской Федерацией основных
европейских конвенций по защите прав
человека фактически все их принципы и нормы
стали составной частью российского
законодательства, регулирующего
судопроизводство. Им, как и положениям
других международных договоров и
соглашений, участником которых является
Россия, отдается предпочтение по сравнению
с нормами федерального неконституционного
и регионального законодательства. Однако,
как показывает практика, чтобы европейские
нормы действовали полноценно и эффективно,
необходимо непосредственное включение их в
российские законодательные акты и создание
соответствующего механизма реализации
этих норм.
В ходе реформы судебно -
правовой системы осуществляется
радикальное обновление гражданского,
уголовного, административного и
арбитражного процессуального
законодательства, направленное на
совершенствование судопроизводства,
усиление судебной ответственности органов
государственной власти и должностных лиц
за соблюдение прав человека, наделение
судов более широкими полномочиями
контроля, повышение доступности
правосудия.
В связи с этим предстоит
решить ряд приоритетных задач,
ориентированных на усиление надежности
судебной защиты российских граждан, в том
числе:
обеспечить законодательные
гарантии права на защиту законом и
правосудием;
расширить право на
справедливое судебное разбирательство;
конкретизировать и уточнить нормы,
касающиеся порядка задержания или ареста,
нахождения под стражей, обыска лиц,
подозреваемых (обвиняемых) в совершении
преступлений;
урегулировать правовые
механизмы сокращения сроков досудебного и
судебного производства;
усилить
правовую защиту личности от незаконного и
необоснованного обвинения, осуждения и
ограничения ее прав; обеспечить право
потерпевшего на полную компенсацию в
случае судебной ошибки.
В настоящей
статье рассматриваются проблемы введения в
российское законодательство норм,
соответствующих европейским стандартам
судебной защиты прав человека.
Право на
защиту законом и правосудием
Во второй
половине XX в. в европейской практике
сформировалась достаточно эффективная
система законодательной и судебной защиты
прав человека. В ее основу положены нормы
Конвенции о защите прав человека и основных
свобод, принятой под эгидой Совета Европы в
1950 г. (далее - Конвенция или Европейская
конвенция): все люди равны перед законом и
имеют право на равную защиту закона; каждый
человек в случае нарушения его основных
прав, предоставленных ему конституцией или
законами, имеет право на восстановление его
в правах национальным компетентным судом;
никто не может быть подвергнут
произвольному аресту, задержанию или
изгнанию; каждый человек имеет право на
справедливое судебное разбирательство и на
эффективные средства правовой защиты;
наказание должно быть исключительно на
основании закона; нельзя осуждать человека
за уголовное преступление, которое на
момент его совершения таковым не считалось,
и другие. К европейской судебной защите
относится и европейское прецедентное
право, значительную часть которого
представляет толкование конвенционных
норм, содержащееся в решениях Европейского
Суда по правам человека (далее - Европейский
Суд).
Согласно статьям 6, 7 и 13 Конвенции и
Протоколов к ней N 4 (ст. 1) и N 7 (ст. ст. 2, 3, 4)
каждый в случае спора о его гражданских
правах и обязанностях имеет право на
признание его правосубъектности, то есть
право на защиту законом, а в случае
предъявления ему любого уголовного
обвинения - право на справедливое и
публичное судебное разбирательство,
определенное национальным
законодательством и европейским правом.
Конвенционные положения получили в ходе
судебно - правовой реформы широкое
отражение в нашем законодательстве по
правам человека. Российская Конституция,
которая учла общепризнанные принципы и
нормы в области защиты прав человека, в том
числе и положения Европейской конвенции,
гарантирует каждому судебную защиту его
прав и свобод, в том числе и тех, которые
определяются международными нормами (ст. 46)
<*>. Этот принцип конкретизируется в
федеральных конституционных законах "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
и "О судебной системе Российской Федерации",
в Гражданском процессуальном, Арбитражном
процессуальном, Уголовно - процессуальном
кодексах и в других законодательных
актах.
--------------------------------
<*> См.:
Конституция Российской Федерации. М.:
Юридическая литература, 1993. С. 18.
В
российском законодательстве закреплено
положение, предоставляющее каждому право
обратиться с жалобой в суд, если он считает,
что неправомерными действиями (решениями)
или бездействием государственных органов,
органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений или должностных
лиц нарушены его права и свободы как
гражданина, созданы препятствия для
осуществления его прав и свобод, незаконно
на него возложена какая-либо обязанность
или незаконно он привлечен к какой-либо
ответственности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Закон РФ "Об
обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" //
Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685.
В марте 2001 года
с вступлением в силу Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с ратификацией Конвенции
о защите прав человека и основных свобод"
были введены нормы, регулирующие ряд прав
лиц, связанных с судебным производством.
Так, более полно обеспечиваются права лиц в
отношении применения к ним принудительных
мер медицинского характера. Этим лицам и их
близким родственникам, а также законным
представителям и лечащим врачам
предоставлено право требовать изменения
вида принудительного лечения или его
отмены. Регулируется порядок переписки
осужденного с защитником или иными лицами,
оказывающими ему юридическую помощь, а
также с судом, прокуратурой, вышестоящим
органом уголовно - исполнительной системы,
Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации и другими органами.
Установлен порядок обеспечения
обвиняемого (подозреваемого) защитником с
момента предъявления обвинения или
заключения под стражу, а также с момента
фактического задержания по делам,
связанным с производством по применению
принудительных мер медицинского характера.
Также уточнены некоторые правовые понятия,
касающиеся судопроизводства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный
закон "О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с ратификацией Конвенции
о защите прав человека и основных свобод" //
СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1140.
Назначение судебного
производства, его принципы определены
новым Уголовно - процессуальным кодексом
РФ, который был подготовлен с учетом
заключения экспертов Совета Европы и
принят в декабре 2001 года. В Кодексе сказано:
"Уголовное судопроизводство имеет своим
назначением: 1) защиту прав и законных
интересов лиц и организаций, потерпевших от
преступлений; 2) защиту личности от
незаконного и необоснованного обвинения,
осуждения, ограничения ее прав и свобод" (ст.
6) <*>.
--------------------------------
<*> См.:
Уголовно - процессуальный кодекс
Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 52. Ч. I. Ст.
4921.
С принятием УПК РФ потеряли силу
оговорки, сделанные Россией при
ратификации в марте 1998 года Конвенции о
защите прав человека и основных свобод, по
таким вопросам, как порядок ареста,
содержание под стражей и задержание лиц,
подозреваемых в совершении
преступлений.
Хотя основные принципы
организации и функционирования судебных
органов, содержащиеся в российском
процессуальном законодательстве, отвечают
европейским требованиям: независимость,
несменяемость и неприкосновенность судей;
запрещение создания чрезвычайных судов
(даже в исключительных ситуациях);
состязательность и равноправие сторон в
процессе судопроизводства и другие - в ходе
реформирования судебно - правовой системы
действия этих принципов в судебном
процессе уточняются. При этом важно
добиться, чтобы судебная власть на практике
перестала быть под давлением
исполнительных структур и стала
действительно сильной и самостоятельной,
находящейся только под контролем закона и
общества.
Учитывая это, парламентом
были приняты и вступили в 2001 г. в силу
законы, вносящие изменения в действующие
Законы "О Конституционном Суде Российской
Федерации", "О судебной системе Российской
Федерации" и "О статусе судей в Российской
Федерации". То, что проекты этих законов,
подготовленные по инициативе Президента
РФ, соответствовали европейским
стандартам, подтвердила экспертиза
Европейского Суда. Введенные изменения
призваны обеспечить: улучшение
деятельности судов и функционирования
механизма исполнения их решений; уточнение
статуса судей; введение прозрачного
(гласного) порядка назначения судей на
должность, приостановления и прекращения
их полномочий; повышение требований,
предъявляемых к кандидатам на должность
судей; определение оснований и порядка
привлечения судей к дисциплинарной,
административной и уголовной
ответственности и другие необходимые
нововведения <*>. Эти меры должны
способствовать и преодолению проявлений
коррупции в судейской среде.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный
конституционный закон "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
конституционный закон "О Конституционном
Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51.
Ст. 4824; Федеральный конституционный закон "О
внесении дополнения и изменений в
Федеральный конституционный закон "О
судебной системе Российской Федерации" // СЗ
РФ. 2001. N 51. Ст. 4825; Федеральный закон "О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст.
4837.
Развив законодательные гарантии
права граждан на защиту правосудием, УПК РФ
усилил правоохранительную и правозащитную
роль суда, освободив его от обвинительных
функций: "Суд не является органом
уголовного преследования, не выступает на
стороне обвинения или стороне защиты. Суд
создает необходимые условия для исполнения
сторонами их процессуальных обязанностей и
осуществления предоставленных им прав" (ст.
15). Следовательно, теперь суд лишь оценивает
представленные доказательства в условиях
состязательности сторон уголовного
процесса и на этом основании выносит свое
решение.
К числу других изменений в
сфере уголовного процесса относятся:
упразднение суда с участием народных
заседателей; укрепление и развитие
судебного института присяжных заседателей
(с 1 января 2003 года суд присяжных вводится на
всей территории страны); уточнение
правового статуса, прав и обязанностей всех
участников уголовного судопроизводства;
введение дополнительных гарантий защиты
граждан от необоснованного уголовного
преследования; существенное упрощение
уголовного судопроизводства по
преступлениям небольшой и средней
тяжести.
В российском законодательстве
нашло отражение европейское положение,
согласно которому право на судебную защиту
является гарантией всех других прав и
свобод и не подлежит каким-либо
ограничениям. Даже в случае введения на
территории России или ее части
чрезвычайного положения там согласно ст. 35
Федерального конституционного закона "О
чрезвычайном положении" (2001 г.) правосудие
продолжает осуществляться обычными судами,
учрежденными в соответствии с Конституцией
РФ <*>.
--------------------------------
<*> См.:
Федеральный конституционный закон "О
чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст.
2277.
Сравнительно недавно в России
возродился и начинает действовать институт
мировых судей. Закон "О мировых судьях в
Российской Федерации" (1998 г.) определил, что
они назначаются на должность
законодательным органом субъекта
Федерации либо избираются на должность
населением соответствующего участка (15 - 30
тыс. человек) на срок не более пяти лет (при
повторном и последующих назначениях или
избраниях - на срок не менее пяти лет) <*>.
Мировые судьи рассматривают гражданские
споры и выносят приговоры по нетяжким
преступлениям (максимальный срок наказания
до трех лет лишения свободы), совершенным в
конкретном районе. Они являются судьями
общей юрисдикции субъектов Федерации и
входят в единую судебную систему страны. В
соответствии с Законом "О введении в
действие Уголовно - процессуального
кодекса Российской Федерации" (2001 г.) с 1
января 2003 года на всей территории страны
должен полноценно действовать институт
мировых судей <**>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный
закон "О мировых судьях в Российской
Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
<**>
См.: Федеральный закон "О введении в
действие Уголовно - процессуального
кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N
52. Ч. 1. Ст. 4924.
Если российские граждане
считают, что их конституционные права
нарушены, а суды общей юрисдикции по
каким-либо причинам не смогли их защитить,
то они могут в соответствии с ч. 4 ст. 125
Конституции РФ непосредственно обратиться
в Конституционный Суд.
Порядок такого
обращения установлен Федеральным
конституционным законом "О Конституционном
Суде Российской Федерации" (1994 г.), который
во многом учел опыт организации и
деятельности европейских конституционных
судов. Деятельность Суда основана на
принципе, согласно которому "государство
обязано признавать, соблюдать и защищать
права и свободы, создавая при этом
эффективные правовые механизмы устранения
любых нарушений, в том числе допущенных его
органами и должностными лицами при
осуществлении уголовного
судопроизводства" <*>. Не менее важно и
другое положение, которым руководствуется
Суд: предусмотренные процессуальным правом
процедуры должны гарантировать приоритет
прав и свобод человека и гражданина, не
допуская предпочтения им даже самых важных
общественных, ведомственных или личных
интересов.