Уголовно - правовая характеристика контрабанды

С. ДОРОЖКОВ
С. Дорожков, кандидат юридических наук.
Суть этого преступления как перемещения с нарушением установленных правил через таможенную границу товаров и иных предметов определялась в ст. 78 УК РСФСР в основных чертах примерно так же, как и сейчас (ст. 188 УК РФ). Максимальное наказание (при квалифицирующих признаках - 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества) было таким же, как и ныне. Контрабанда относилась к числу "иных государственных преступлений", "соседствуя" в гл. 1 Особенной части с составами бандитизма, массовых беспорядков, действий, дезорганизующих работу ИТУ, и других не связанных с экономической деятельностью преступлений.
Различия в юридических конструкциях составов преступлений, предусмотренных в ст. 78 УК РСФСР и ст. 188 УК РФ, обстоятельно проанализированы в литературе. Они касаются 9 позиций, в основном частного характера. При этом упущено главное - различие в оценке степени общественной опасности данного преступления, "переведенного" в разряд преступлений в сфере экономической деятельности (хотя, как отмечалось, максимальная санкция при особо отягчающих обстоятельствах осталась прежней). Существенные изменения претерпела и сама конструкция рассматриваемого состава преступления.
Необходимо также отметить, что первоначальная редакция ст. 188 УК РФ изменена Федеральным законом от 25 июня 1998 г.
Если говорить о непосредственном объекте контрабанды, то его можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, это общественные отношения (а также соответствующие интересы, блага и ценности), обеспечивающие осуществление нормальной (легальной, правомерной) внешнеэкономической деятельности. Это то, что объединяет контрабанду с другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, при более детализированном рассмотрении непосредственного объекта с акцентом не на сходство, а различие в качестве такового выступают общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей.
Некоторые авторы считают, что непосредственным объектом контрабанды является "установленный законом порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег. М., 2000. С. 131.
Не отрицая того, что эти преступления нарушают указанный порядок, полагаем не вполне обоснованной такую трактовку непосредственного объекта контрабанды. Она носит чрезмерно формальный, нормативистский характер, напоминает ту (ныне едва ли не единодушно отвергнутую), в соответствии с которой к объектам любых преступлений относились уголовно - правовые нормы, предусматривающие ответственность за них. Но от преступления страдает, терпит ущерб не норма, не установленные ею правила, в том числе порядок как их совокупность, а реальные общественные отношения, интересы, блага и ценности, охраняемые уголовным законом. К тому же следует иметь в виду, что порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается и регулируется не только законами, но и подзаконными актами.
Также не совсем правильно сводить, как это иногда делается, основной непосредственный объект контрабанды к финансовым интересам государства, заключающимся в сборе платежей при перемещении товаров через государственную границу <*>. Финансовые интересы государства (так же как и других субъектов) в данном случае - это лишь часть того, на что посягает контрабанда, чему она причиняет вред.
--------------------------------
<*> Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Журавлева М.П., Никулина С.И. С. 212.
Вред состоит также в нарушении экономических интересов как российских, так и зарубежных товаропроизводителей в результате неупорядоченного, бесконтрольного поступления на внутренние рынки не обложенных таможенными платежами (пошлинами, сборами) товаров, которые вследствие этого делаются более дешевыми, что создает условия для недобросовестной конкуренции. По своеобразной криминогенной цепочке вред может причиняться также потребителям, так как контрабандные товары часто не соответствуют требованиям качества и безопасности.
Сказанное относится к объекту контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ. В ч. 2 речь идет о перемещении предметов особого рода, оборот которых запрещен, ограничен, регулируется специальными правилами; непосредственный объект такой контрабанды имеет сложную природу: наряду с общественными отношениями экономического характера он включает безопасность здоровья населения и общественную нравственность, военную безопасность, безопасность человечества и некоторые другие ценности.
Для уголовно - правовой характеристики контрабанды большое значение имеет анализ признаков предмета этого преступления.
В теории уголовного права предметом преступления признаются материальные объекты, вещи (предметы), в которых проявляются определенные свойства охраняемых уголовным законом общественных отношений и на которые непосредственно воздействует лицо, совершающее преступление. Если объект преступления - категория абстрактная, недоступная для непосредственного восприятия, то предмет всегда материален, доступен для восприятия человеком. Предметы контрабанды отправляются и перевозятся, перемещаются в пространстве, переходят из владения, пользования, распоряжения одних лиц к другим и т.д.
Предметом контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, могут быть любые товары и предметы, за исключением перечисленных в ч. 2 этой статьи, а также недвижимое имущество, помимо перечисленного в ч. 2 ст. 188 УК. Незаконное перемещение этих товаров и предметов через таможенную границу образует состав преступления при непременном условии, что оно совершается, как сказано в диспозиции нормы (ч. 1 ст. 188), в крупном размере - если их стоимость, согласно примечанию к этой статье, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда (в первоначальной редакции примечания эта стоимость определялась в размере 200 МРОТ).
Для детальной характеристики предметов контрабанды необходимо обращаться к ряду норм гражданского права, таможенного и иного законодательства.
Так, определение товаров дано в Таможенном кодексе РФ (п. 1 ст. 18), а также в Законе РФ от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта и валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии, транспортные средства, за исключением используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и иное транспортное оборудование. Как отмечалось в литературе, ст. 18 ТК и ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" сводят понятие товара к понятию вещи, что не вполне согласуется с нормами гражданского права (ст. 128 и др. ГК РФ). "Хотя, конечно, и услуги, и работы, и технологии, и информация, и объекты интеллектуальной и промышленной собственности (полезные модели, промышленные образцы, а также товарные знаки, знаки обслуживания, места происхождения товаров) должны рассматриваться как предметы контрабанды" <*>.
--------------------------------
<*> Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег. М., 2000. С. 133 - 134.
Что касается предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что их конкретизированный ("поименный") перечень является исчерпывающим. Перемещение этих предметов через таможенную границу связано с соблюдением специальных правил. Размер перемещения (стоимости перемещенных предметов) применительно к ч. 2 ст. 188 в законе не оговаривается. Признаки, конкретные свойства, порядок оборота включенных в этот перечень наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегически важных сырьевых товаров; культурных ценностей определяются в Федеральных законах "О наркотических средствах и психотропных веществах" (1998 г.), "Об оружии" (1996 г.), "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993 г.) и во множестве других нормативных правовых актов, включая Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др., а также в лексикографических источниках. Нельзя не отметить, что это создает значительные трудности для правоприменения.
Объективная сторона, как внешнее выражение процесса преступного посягательства при контрабанде, в отличие от непосредственного объекта и предмета преступления, по своему содержанию одинакова для деяний, предусмотренных как ч. 1, так и ч. 2 ст. 188 УК.
Состав контрабанды формальный: для его наличия не требуется констатации наступления вредных последствий, доказывания причинной связи между ними и соответствующими действиями.
К обязательным признакам объективной стороны контрабанды относятся:
- действия в виде перемещения товара или иного предмета (либо действия, непосредственно направленные на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы контрабанды, например, подача фальшивой декларации);
- место совершения действия - таможенная граница Российской Федерации, таможенная территория Российской Федерации (речь в данном случае идет именно о таможенной, а не государственной границе, которые географически не всегда совпадают);
- один (или несколько) альтернативных способов перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием.
Понятие перемещения через таможенную границу сформулировано в законе (ст. 18 ТК РФ). Перемещение может осуществляться путем фактического пересечения таможенной границы, включая пересылку по почте, использование линий электропередачи, трубопроводов; либо путем совершения действий, направленных на реализацию намерения вывезти или ввезти товары или иные предметы (подача таможенной декларации, отгрузка товаров зарубежному партнеру и др.).
В первом случае преступление считается оконченным с момента фактического пересечения границы, во втором - с момента подачи декларации, начала отпуска товара и т.д. При первом виде перемещения местом совершения контрабанды является таможенная граница, при втором - таможенная территория РФ.
Конкретные признаки незаконных способов перемещения товаров и иных предметов (помимо таможенного контроля, с сокрытием от этого контроля и т.д.) определены таможенным законодательством (ст. ст. 276, 277, 278 и др. ТК РФ).
Статьи 276 - 278, а также другие статьи главы 39 ТК РФ утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Какие именно товары и иные предметы должны декларироваться, определено в ст. 168 ТК РФ. Порядок декларирования регламентирован ст. ст. 169 - 179 ТК.
Характеристика объективной стороны контрабанды включает также такой ее факультативный признак, как средства совершения преступления, которые используются определенным (обманным, как говорится в диспозиции ст. 188 УК) способом. Это - документы (подделанные, недействительные, полученные незаконным путем, содержащие недостоверные сведения и т.д.) и средства таможенной идентификации (поддельные печати, пломбы, маркировки и др.). Необходимо отметить, что способы и средства являются именно факультативными (т.е. необязательными) элементами объективной стороны применительно ко всей совокупности составов преступлений. В случаях же, когда они включены в диспозицию нормы, они служат для данного состава обязательными, т.е. подлежат доказыванию в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства.
Субъективная сторона контрабанды - вина в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу. В случаях, когда перемещение происходит посредством недекларирования по небрежности, уголовная ответственность исключается (ответственность наступает по ст. 279 ТК за административное нарушение).
Статья 279, а также другие статьи главы 39 ТК РФ утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Субъект контрабанды общий - любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства (не обладающее дипломатическим иммунитетом).
Не рассматривая подробно все квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки контрабанды, отметим, что при конструировании ст. 188 УК РФ 1996 г. в состав этого преступления внесены изменения, которые в основном надо признать обоснованными и убедительными. В частности, как удачную законодательную новеллу надо оценить то, что впервые в числе квалифицирующих признаков контрабанды предусмотрена неоднократность и применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "а" и "в" ч. 3 ст. 188 УК). Следует, по-видимому, признать правильным, что в перечень квалифицирующих признаков не включено совершение контрабанды лицом, ранее судимым за это преступление (с учетом норм, содержащихся в п. "а" ч. 1 ст. 63, а также ст. 68 УК РФ), и открытое перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов вопреки прямому запрету должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (в реальной жизни более опасной является не так называемая "чемоданная" контрабанда и перемещение ее предметов путем прорыва, а торговая контрабанда и другие ее изощренные, завуалированные формы).
Следует также согласиться с лишением самостоятельного значения таких квалифицирующих признаков контрабанды, как совершение ее лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу отдельных товаров и транспортных средств (эти обстоятельства могут быть учтены судом при индивидуализации наказания).
Наконец, оправданно ужесточение наказания за контрабанду, совершенную организованной группой, путем повышения нижней границы наказания в виде лишения свободы за это преступление с 5 до 7 лет. Контрабанда, предусмотренная первой частью статьи, относится к преступлениям средней тяжести, ч. ч. 2 и 3 - к тяжким, а ч. 4 - к особо тяжким преступлениям.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ЗАКОН РФ от 15.04.1993 N 4804-1
"О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"
"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.1995 N 157-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 07.07.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ
"ОБ ОРУЖИИ"
(принят ГД ФС РФ 13.11.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 3-ФЗ
"О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.06.1998 N 92-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 20.05.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2001 N 196-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Законность, N 1, 2003

Допрос под псевдонимом  »
Комментарии к законам »
Читайте также