К вопросу о помиловании

В.И. СПИЦЫН
В.И. Спицын, кандидат юридических наук.
После принятия Указа Президента РФ от 28.12.2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (далее - Указ) в практике его применения появился ряд вопросов, требующих уточнения и конкретизации. Данным Указом был определен механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия в этом процессе общественности и органов государственной власти.
Год назад, оценивая решение Президента РФ о создании в субъектах Федерации комиссий по помилованию, некоторые правозащитники и ученые заявляли, что созданная система будет способствовать усилению коррупции, появлению параллельной судебной системы, подмене судопроизводства и др. Жизнь доказала обратное: эти сомнения не нашли своего подтверждения в практике деятельности комиссий. Однако оценка последствий нововведений в институт помилования носит несколько противоречивый характер. С одной стороны, принятие Указа позволило устранить пробел в правовом регулировании правоотношений, возникающих в связи с помилованием осужденных и лиц, имеющих судимость. С другой стороны, некоторые моменты Указа, а также принятого вместе с ним Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (далее - Положение) требуют более детального рассмотрения и, возможно, некоторой корректировки.
Так, например, в п. 2 Положения установлено, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
Логика этих ограничений не совсем понятна. Например, осужденный за совершение нескольких особо тяжких преступлений, неоднократно судимый, не имеет ограничений к помилованию, а другой осужденный, совершивший преступление небольшой тяжести в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, в соответствии с Положением может даже не обращаться с ходатайством о помиловании.
Данные ограничения не в полной мере согласуются с положениями Конституции РФ, п. 3 ст. 50 которой устанавливает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Другим конституционным установлением (п. 3 ст. 55) является то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ ей не должны противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации.
Одним из спорных аспектов существующей процедуры помилования является форма правового акта, регламентирующего применение этого института. Частью 2 ст. 175 Уголовно - исполнительного кодекса РФ определено, что в отношении осужденного, представляемого к помилованию, учреждением или органом, исполняющим наказание, соответствующее ходатайство вносится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Как известно, указы Президента РФ относятся к подзаконным актам, следовательно, правоотношения, возникающие в связи с реализацией помилования, должны регулироваться не Указом, а федеральным законом. Подобной точки зрения придерживаются и некоторые члены комиссий, в частности А. Жеребцов - председатель комиссии по вопросам помилования Ульяновской области <*>. Другим аргументом в защиту данного постулата является исторический опыт развития этого института, согласно которому во многих странах правовое регулирование помилования осуществляется на основе законов.
--------------------------------
<*> См.: Жеребцов А. Нужен закон о помиловании // Российская юстиция, 2002. N 6.
Положением установлено, что с ходатайством о помиловании к президенту обращается только осужденный. Нормы процессуального (гражданского, уголовного) права РФ предусматривают возможность представлять интересы граждан, в том числе и осужденных, защитнику, адвокату, представителю, а в отдельных случаях и законному представителю. Особенно актуальна данная тема для несовершеннолетних осужденных: не секрет, что среди них есть и неграмотные, и малообразованные (не говоря уже о полном отсутствии житейского опыта). Очень немногие из них смогут правильно и обоснованно составить ходатайство о помиловании, сформулировать свое отношение к совершенному преступлению или объяснить причины обращения о помиловании. Кроме того, согласно подп. 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат имеет право представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. В связи с этим в процедуре применения помилования, особенно на стадии рассмотрения ходатайств комиссиями по вопросам помилования, целесообразно предусмотреть возможное участие адвокатов и представителей осужденных.
Порядок работы комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, определенный Положением, не регулирует процедур посещения исправительных учреждений членами комиссий и проведения выездных заседаний на территории этих учреждений. В настоящее время действуют нормы уголовно - исполнительного законодательства (ст. 24 Уголовно - исполнительного кодекса РФ), предписывающие получение специального разрешения для посещения исправительного учреждения. Опыт работы комиссий по вопросам помилования показывает, что очень хорошее воспитательное воздействие на осужденных производит проведение выездных комиссий в исправительных учреждениях. Учитывая изложенное, целесообразно наделить членов указанных комиссий правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального разрешения. Другим аспектом, на который следует обратить внимание, является наделение комиссий правом на осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных - в Указе механизм его реализации не раскрывается.
Одна из особенностей Положения заключается в том, что оно практически не определяет порядок подачи ходатайства о помиловании военнослужащими, осужденными к содержанию в дисциплинарной воинской части. Как представляется, данный порядок должен быть идентичен существующим процедурам, установленным Положением, с учетом некоторых особенностей, специфики воинских частей. При этом ходатайство осужденного военнослужащего о помиловании должно направляться командованием дисциплинарной воинской части непосредственно в комиссию по помилованию на территории того субъекта, где дислоцируется данная часть, либо в территориальный орган Минюста России.
По состоянию на 1 января 2002 г. в исправительных учреждениях уголовно - исполнительной системы содержалось свыше 350 тыс. осужденных, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Количество лиц, отбывающих наказание второй, третий и более раз, превышало 380 тыс. человек. За 2001 г. из исправительных учреждений в связи с помилованием было освобождено 194 осужденных, из них 132 человека - из колоний общего режима и 17 - из колоний - поселений. Статистические данные свидетельствуют, что количество поданных ходатайств о помиловании в 2002 г. ежедневно увеличивается. Если за первые 6 месяцев в комиссии по вопросам помилования поступило 3364 прошения, то за период с июля по октябрь было подано еще 3533 ходатайства. Из всех рассмотренных прошений только 13% были поддержаны комиссиями и главами субъектов РФ. Следует отметить, что 61% обратившихся за помилованием были осуждены за совершение тяжких преступлений, причем 30% из них имели две и более судимости.
Кроме того, в ряде случаев осужденные, подавшие прошения о помиловании, успевали до принятия Президентом РФ решения освободиться из колоний в связи с условно - досрочным освобождением. Возникала интересная ситуация, когда указ Президента РФ о помиловании осужденного фактически становился юридически ничтожным, так как не мог быть применен к уже освободившемуся лицу. В связи с этим необходимо установить четкую процедуру прохождения информации о применении к осужденному условно - досрочного освобождения от учреждения, исполняющего наказание, до Управления по вопросам помилования при Президенте РФ. Приказами ГУИН Минюста России от 18.03.2002 г. N 67 и от 06.08.2002 г. N 174 было установлено, что в случае перевода осужденного в другое учреждение, исполняющее наказание, а также в случае условно - досрочного освобождения осужденного администрация учреждения незамедлительно уведомляет об этом территориальный орган юстиции, комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, а также Управление по вопросам помилования при Президенте РФ.
Много вопросов возникает и по процедуре повторного обращения с ходатайством о помиловании. Существующий порядок допускает повторное рассмотрение ходатайства осужденного о помиловании не ранее чем через год, однако при этом не указывает инстанцию, которая будет это делать. Так, например, ходатайство подается в исправительное учреждение, потом в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ и затем - Президенту РФ, который принимает конкретное решение. Разрешение коллизии возможно посредством уточнения этой процедуры, допускающей повторное обращение осужденного с ходатайством о помиловании в администрацию исправительного учреждения не ранее чем через год с даты отклонения предыдущего ходатайства, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Некоторыми членами комиссий высказывались сомнения в целесообразности представления прошения осужденного из исправительного учреждения в территориальный орган юстиции. Направление документа напрямую в комиссию по помилованию позволило бы сократить сроки его рассмотрения. К тому же Положение предусматривает и непосредственное обращение части граждан в комиссию. С другой стороны, в Положении не совсем юридически верно определено название органа юстиции. Согласно действующему законодательству организаций с названием "территориальный орган юстиции" в Российской Федерации не существует. Действующее Положение о Министерстве юстиции РФ в качестве структурных подразделений на территориях субъектов РФ предусматривает функционирование территориальных органов Министерства юстиции РФ. Указ Президента РФ является правовым актом, порождающим правовые последствия для неограниченного круга лиц, поэтому содержащаяся в нем информация должна быть юридически точна и выверена.
Одним из неурегулированных вопросов реализации помилования остается процедура представления ходатайства осужденного в комиссию по помилованию. Как представляется, в п. 7 Положения дано исчерпывающее разъяснение: эта функция возложена на территориальный орган юстиции. Как следует из смысла этого пункта, территориальный орган Минюста России должен не только доставлять (отправлять) в комиссию материалы по помилованию, но и представлять их комиссии. Исключение допустимо в случае проведения выездного заседания комиссии в исправительном учреждении, когда будет возможность побеседовать с осужденным, узнать мнение о нем администрации учреждения и других осужденных.
Практика применения Указа позволяет сделать вывод и о некотором произвольном его толковании и применении. Так, по свидетельству заместителя начальника Управления по вопросам помилования при Президенте РФ Г.М. Гуровой, в период с 1 по 5 июля 2002 г. Управлением было возвращено в субъекты РФ 85 ходатайств о помиловании, адресованных не Президенту РФ, а прежней комиссии при Президенте РФ <*>. И это далеко не единичный случай. При этом почему-то не берется во внимание, что подобная процедура ни Указом, ни Положением не предусмотрена. Вероятно, в данном случае в Управление поступили ходатайства, направленные до принятия Указа, либо осужденные ошиблись, однако у сотрудников Управления не было никаких правовых оснований принимать решение за президента.
--------------------------------
<*> См.: Чем больше народу в тюрьмах - тем меньше покоя на улицах // Российская газета. 16.11.2002. С. 4.
К сожалению, до сих пор законодательно не установлены конституционные рамки, в которых Президент РФ может использовать право помилования. В правовых системах ряда стран такие положения имеются. Исторические памятники права свидетельствуют, что институт помилования впервые был применен около 4000 лет назад в своде законов Хаммурапи. Подобное право было в Древней Греции и Древнем Риме в виде аболиции. Впоследствии в Европе этот правовой институт получил развитие в каждой стране в зависимости от происходящих эволюционных процессов и национальных особенностей. Пределы действия акта главы государства в разных странах отличаются. Так, например, в Англии при помиловании осужденный освобождается от уголовного наказания, но не освобождается от гражданской ответственности за причиненный ущерб. А в США президент имеет право применить полное или условное помилование не только к осужденному, но и к обвиняемому и подсудимому в стадиях до, во время или после вынесения приговора, но до вступления его в законную силу. В нашей стране помилование может быть применено только в отношении осужденных граждан, при этом никаким источником права не определены пределы конституционных полномочий Президента РФ при осуществлении помилования.
Немаловажное значение в реализации помилования имеет контроль - как государственный, так и общественный. Указ возлагает осуществление такого контроля на сами комиссии по вопросам помилования. Представляется интересным механизм проведения подобного контроля за деятельностью самой комиссии. По нашему мнению, принцип унтер - офицерской вдовы в данном случае явно неприменим. Некоторые ученые и практики предлагают вопросы контроля за деятельностью комиссий по вопросам помилования возложить на прокуратуру. Однако проблема помилования носит скорее социально - этический, нежели юридический характер.
При этом остается открытым вопрос, каким образом и кем должен осуществляться контроль за реализацией конституционных полномочий по осуществлению помилования президентом. Мировая история знает немало случаев, когда помилование носило незаконный характер. Кроме того, хотелось бы обратить внимание и на некоторые скандальные факты применения помилования. Так, например, в последний день своего президентства (20 января 2001 г.) Билл Клинтон помиловал

Государственный обвинитель: проблема правового статуса  »
Комментарии к законам »
Читайте также