Подследственность уголовных дел

А. АЛЕКСАНДРОВ, А. МАРЧУК
А. Александров, доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук.
А. Марчук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД РФ).
Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу.
В УПК РФ законодатель приводит три признака подследственности: предметный (он же родовой); территориальный (он же местный); персональный.
При определении подследственности уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно и в совокупности. В качестве дополнительного средства разрешения коллизий подследственности уголовно-процессуальный закон предусматривает также ряд правил о подследственности.
Заметным новшеством, привнесенным УПК РФ в существовавший ранее способ определения подследственности, является отказ от исчерпывающего определения круга дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Из ч. 3 ст. 150 и ч. 2 ст. 223 УПК необходимо заключить, что дознание может производиться по уголовным делам о всех преступлениях небольшой и средней тяжести, возбуждаемых в отношении конкретных лиц.
Это принципиально новое положение связано с усилением руководящей и координирующей роли надзирающего прокурора по отношению к государственным органам уголовного преследования во время досудебного производства.
Прокурор полномочен возбуждать уголовное дело или давать согласие на его возбуждение органом уголовного преследования. С этим связаны его исключительные полномочия, приведенные в пп. 2, 4, 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК, по определению как самой формы предварительного расследования, так и органа, который будет его проводить. Особенно это актуально в настоящий момент в связи с неопределенностью в вопросе о предметной подследственности Госнаркоконтроля РФ, в аппарате которого предусмотрены как следственные подразделения, так и органы дознания (ст. 8 Положения о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 23. Ст. 2198).
У надзирающего прокурора имеются исключительные полномочия по определению подследственности уголовного дела. Их реализация является формой процессуального руководства органами уголовного преследования. Генеральный прокурор РФ приказывает прокурорам "исходить из того, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования" (п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ N 39 от 5 июля 2002 г. "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства"). Прокуроры в ходе реализации функции уголовного преследования согласно ч. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, Госнаркоконтроля, таможенной службы, службы судебных приставов и других правоохранительных органов.
Специальными поводами для проявления универсальных полномочий прокурора по определению подследственности уголовного дела являются случаи, предусмотренные: 1) п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК; 2) ч. 7 ст. 151 и ст. 153 УПК; 3) ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК.
Прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК). Это полномочие неразрывно связано с другим полномочием прокурора, закрепленным в п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК, - изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи (приложение N 25, глава 57 УПК). Указанные полномочия прокурора образуют единство с правилом об универсальной, исключительной подследственности дел прокурору (ч. 8 ст. 151 УПК).
Предметный признак подследственности определяется квалификацией преступления. При этом квалификацией преступления определяются одновременно сразу три момента: обязательно ли предварительное расследование вообще? в какой форме (предварительное следствие или дознание) должно производиться предварительное расследование? следователь или дознаватель какого ведомства должен осуществлять предварительное расследование?
Следует отметить в качестве новшества законодательной техники то, что в ст. 151 УПК предметная подследственность определяется применительно к органам следствия (подп. "а" п. 1, п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 151 УПК) и органам дознания (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК).
Территориальный признак подследственности определяется местом совершения преступления. Согласно ст. 152 УПК дело подследственно тому подразделению соответствующего органа предварительного расследования, в районе деятельности которого совершено преступление.
Есть пять исключений из этого основного правила:
уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом (ч. 2 ст. 152);
уголовное дело может расследоваться по месту совершения большинства из совершенных нескольких преступлений (ч. 3 ст. 152);
уголовное дело может расследоваться по месту совершения наиболее тяжкого из совершенных преступлений (ч. 3 ст. 152);
предварительное расследование проводится по месту нахождения обвиняемого (ч. 4 ст. 152);
предварительное расследование проводится по месту нахождения большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152).
Следует полагать, что именно прокурору надлежит принимать решение о месте проведения предварительного расследования во всех названных пяти исключительных случаях, а не только в ситуации, указанной в ч. 4 ст. 152 УПК.
Определять подследственность уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой прокурора того города (района), на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления (п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. N 39 "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства").
При определении территориальной подследственности прокурор должен руководствоваться положениями Приказа Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур".
Персональный признак подследственности определяется особенностями личности обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего.
В подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК указывается данный признак применительно к определению подследственности дел следователям прокуратуры, а именно: профессиональная деятельность обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего.
В соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК по уголовным делам о преступлениях в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью, предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры.
В соответствии с подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, предварительное расследование в форме предварительного следствия проводится следователями прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК. Очевидно, к подследственности следователей прокуратуры относятся и уголовные дела в отношении должностных лиц органов Госнаркоконтроля РФ.
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК следователь прокуратуры проводит дознание по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и "в" ч. 2 ст. 151 УПК.
Из буквального смысла норм, содержащихся в подп. "б", "в" п. 1 ч. 2, а также в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК, следует заключить, что в случае совершения преступления в отношении указанных в них категорий лиц следователи прокуратуры проводят расследование по уголовному делу исключительно в форме предварительного следствия. Однако окончательное решение вопроса о форме расследования уголовного дела принимается прокурором, который вправе дать указание на проведение предварительного расследования и в форме дознания.
В указанных ситуациях персональный признак имеет приоритетное значение для определения подследственности уголовного дела, по которому предварительное расследование проводится в форме дознания.
Ввиду отсутствия следственного аппарата в органах Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, в таможенных органах Российской Федерации, а также органах Государственной противопожарной службы предварительное расследование по делам, относящимся к их подследственности, может быть поручено прокурором следователю любого из следственных органов. Прокурор реализует при этом свое полномочие, предусмотренное п. п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 и ч. 8 ст. 151 УПК.
В то же время применительно к уголовным делам, подследственным дознавателям органов внутренних дел или Госнаркоконтроля РФ, прокурор может поручить производство предварительного следствия следователю соответствующего ведомства.
Персональный признак применительно к определению подследственности дел следственному аппарату ФСБ приведен в ч. 4 ст. 151 УПК.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК, в совершении которых обвиняются лица, перечисленные в подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151, предварительное следствие производится следователями органов ФСБ.
Законодатель специально не предусмотрел возможность проведения дознания следователями органов ФСБ по делам данной категории, однако таковая возможность имеется. Она может быть реализована надзирающим прокурором.
Необходимо учесть, что помимо признака профессиональной деятельности на подследственность органов предварительного расследования оказывает действие то обстоятельство, что по некоторым делам предварительное расследование возможно только в форме предварительного следствия.
Из ч. 1 ст. 434 УПК следует, что в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, обязательно производство предварительного следствия. Предварительное следствие производится следователем того органа, к предметной подследственности которого относится данное дело, если иное не будет определено надзирающим прокурором.
Теперь - о специальных правилах подследственности, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность.
Правило о подследственности по связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 286, 290 - 293, 306 - 310, 311 (ч. 2), 316 и 320 УК, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное уголовное дело.
Следователь любого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания - в частности по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 150 УК.
Особо надо указать на то обстоятельство, что ст. ст. 290 - 293 УК приведены в перечнях статей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности и следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК), и следователей прокуратуры (подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Если в данном указании законодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничении действия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем, здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзя разумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 290 - 293 УК, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБ или Госнаркоконтроля. Правило о подследственности по связи дел не должно иметь такого рода изъятий.
Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 211 УК (подследственность органов прокуратуры и ФСБ), ст. 227 УК (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст. 304 УК (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК (подследственность органов прокуратуры и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга.
Кроме того, как следует из п. 1 ч. 3 ст. 150, п. п. 3, 4 ч. 3 ст. 151, а также ч. 5 ст. 151 УПК, по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.
Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности.
Правило об альтернативной подследственности приводится в ч. 5 ст. 151 УПК. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч. 5 ст. 151 УПК по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 (ч. ч. 2 и 3), 160 (ч. ч. 2 и 3), 171 (ч. 2), 171.1 (ч. 2), 172 - 174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч. 2), 192, 193, 195 - 197, 201, 202, 204, 206, 208 - 210, 222 (ч. ч. 2 и 3), 226 (ч. ч. 2 - 4), 272 - 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч. 2), 327.1 (ч. 2) УК, предварительное

Новый гражданский процессуальный кодекс и нотариальная деятельность  »
Комментарии к законам »
Читайте также