О методе налогового права

(В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ
И ЧАСТНОПРАВОВЫХ НАЧАЛ)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 февраля 2004 года
А.В. ДЕМИН
А.В. Демин, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Красноярского госуниверситета, кандидат юридических наук.
Метод налогового права представляет собой совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет показывает, "что" регулируют налогово-правовые нормы, то метод - "как", "каким образом" это правовое регулирование осуществляется.
В правоведении сложилась в целом верная традиция, что каждая отрасль имеет свой специфический, сугубо отраслевой метод (гражданский, административный, финансовый, уголовно-правовой и т.д.), несопоставимый с методами иных отраслей. При этом все отрасли права используют единые приемы и средства правового регулирования, но в разном соотношении. Преобладание тех или иных юридических средств в общем комплексе правового регулирования обусловливает специфику метода конкретной отрасли права. Скажем, диспозитивные и императивные начала, договор и административный акт, дозволения и позитивные обвязывания присутствуют в сфере действия и частного, и публичного права, различны лишь их удельный вес и значение в отраслевом регулировании. При этом тенденцией развития современного права является взаимопроникновение и сближение различных правовых отраслей, издание комплексных нормативных актов, рост межотраслевых институтов. Представляется верным утверждение, что "правовые отрасли используют в своих регулятивных целях с учетом особенностей регулируемых отношений (предмет) единые правовые средства (метод) в их различном соотношении" <*>.
--------------------------------
<*> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 33.
Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и в целом включают следующие признаки:
1. Публично-правовой характер целевых установок. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление КС РФ от 11.11.97 N 16-П.
Поэтому для налогообложения характерен приоритет общегосударственных, публичных интересов над интересами частными. Налоговое право носит фискальный характер, то есть главная, конечная цель налогово-правового регулирования состоит не в реализации интересов отдельных частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций; все остальные цели здесь носят вторичный, производный характер. Само существование налогового права, его обособление, рост приоритетности в правовой системе России обусловлены особой ролью налоговых платежей как основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.
Разумеется, приоритет публичных интересов не означает вседозволенности государства. И законодатель, и правоприменительные органы, участвуя в налоговых правоотношениях, связаны правовыми принципами и международными стандартами, прежде всего в области прав человека. Приоритет публичных интересов означает, что механизм налогово-правового регулирования призван прежде всего нормативно закрепить, реализовать и обеспечить защиту некоторого "общего блага", нередко через подавление "частноэгоистических" устремлений (прежде всего собственнических) частных лиц.
Субъекты налогового права реализуют именно публичное благо, какая-либо собственная, личная заинтересованность для участия в налоговых правоотношениях у них, как правило, отсутствует. Причем такой вывод справедлив не только в отношении непосредственно налогоплательщика, обязанность которого носит индивидуально безвозмездный характер, но и в отношении иных участников налоговых правоотношений. Как справедливо отмечается в литературе, в процесс реализации основной обязанности налогоплательщика государство вовлекает участников, не имеющих собственного имущественного (добавим от себя - и какого-либо неимущественного) интереса <*>. Так, в частности, какие-либо частные интересы отсутствуют у налоговых агентов, обязанных исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет налоги; у банков, осуществляющих операции по перечислению налогов в бюджет и обязанных сообщать об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков; у субъектов, обязанных передавать в налоговые органы информацию о регистрации определенных прав или сделок налогоплательщиком.
--------------------------------
<*> См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 13.
Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав. "В рамках налоговых отношений частный субъект, как правило, вынужден поступиться собственным интересом: он утрачивает право на определенную часть принадлежащих ему материальных благ ради зачастую неосязаемой и не гарантированной конкретно ему выгоды от деятельности публичных субъектов" <*>. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
--------------------------------
<*> Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10.
Разумеется, косвенная польза от уплаты налога для частного лица всегда присутствует. Деятельность государства носит публичный характер и направлена на реализацию некоего "общего блага" - общих, стратегических интересов населения в целом. Налогоплательщик как часть этого целого получает некоторую часть благ от выполнения государством различных функций политического, социально-экономического, правоохранительного, гуманитарного характера. Однако речь здесь идет о совершении государством общественно-полезных действий в интересах всего социума, а не о соразмерной реализации интересов отдельного налогоплательщика. Пользование общественными благами, их качество и размер не зависят от уплаты налогов конкретным лицом. "Государство в лице своих служб будет обязано предоставлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога даже в том случае, - верно замечает Д.В. Винницкий, - если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения" <*>. В этом проявляется безэквивалентность налога. Государство реализует публичные функции в равной мере в отношении всех налогоплательщиков, независимо от размера уплаченных ими налогов.
--------------------------------
<*> Винницкий Д.В. Налог как политико-правовая категория // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 4.
В литературе высказано мнение о возможности реализации в налоговых правоотношениях частного интереса <*>. Как правило, речь идет об использовании налоговых льгот или так называемой налоговой минимизации (планировании). Думается, это неверный подход. Наличие частного интереса в правовом регулировании означает заинтересованность лица участвовать именно в данном правоотношении. Речь идет о мотивации, сознательно-волевом факторе, желании лица вступить в определенные социальные взаимодействия для удовлетворения своих потребностей. В налоговых отношениях такая мотивация отсутствует. Не случайно уже в древнерусском языке "налогу" соответствовали значения "тягость", "обременение", "неудобство", "повинность".
--------------------------------
<*> См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 26.
При этом отсутствие частного интереса не исключает признания за субъектом, участвующим в правоотношении, определенных прав и законных интересов. Используя налоговую льготу или получая инвестиционный налоговый кредит, лицо реализует предоставленное ему субъективное право, облегчающее выполнение налоговой обязанности в рамках правоотношения, участие в котором не приносит ему самому каких-либо выгод имущественного либо нематериального характера. "Частный интерес в налоговом правоотношении учитывается лишь тогда, - верно отмечает Н.А. Шевелева, - когда он согласуется с публичным интересом получения достаточных для существования государства финансовых ресурсов" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 18.
В Постановлении КС РФ от 17.12.96 N 20-П отмечается, что в налоговой обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества". В чем он состоит? Прежде всего, в механизме бюджетного перераспределения ВВП. Разумеется, некоторая часть налоговых доходов идет на содержание государственного аппарата. Однако их подавляющее большинство в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Формируя бюджетные и внебюджетные фонды, государство выступает своеобразной "транзитной инстанцией", перераспределяющей финансовые ресурсы между отраслями и сферами управления (прежде всего коммерческими и некоммерческими), между регионами, отдельными категориями граждан. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и всех остальных членов общества.
Отсутствие частной заинтересованности делает налоговые правоотношения изначально конфликтными. Проблема состоит в том, что человек в силу самой своей природы крайне эгоцентричен: он слишком легко ставит себя в центр Вселенной, полагая, что весь остальной мир должен вращаться вокруг него. Иными словами, частные лица в большинстве своем неспособны подняться до осознания важности публичных интересов, неспособны убедить себя в необходимости нести затраты и обременения для достижения довольно абстрактного "общего блага" - собственные, локальные проблемы для подавляющего большинства частных лиц неизмеримо важнее. Осознание публичных интересов отдельным индивидом усиливается в условиях ситуаций чрезвычайного характера (война, эпидемия, техногенная катастрофа, стихийное бедствие) и резко ослабевает в обычной, нормальной обстановке.
Д.В. Винницкий справедливо отмечает, что публичный и частный интересы могут и не совпадать. Или же, если такое совпадение и имеет место объективно, оно может быть не осознано конкретным носителем частного интереса. Такое положение вещей закономерно для сферы налогообложения, поскольку в рамках налоговых отношений частный субъект, как правило, вынужден поступиться собственным интересом: он утрачивает право на определенную часть принадлежащих ему материальных благ ради зачастую неосязаемой и не гарантированной конкретно ему выгоды от деятельности публичных субъектов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. М., 2003. С. 139.
Поэтому так важно для законодателя, формируя налоговое законодательство, соблюдать баланс между публичными и частными интересами. Требуется выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы, с одной стороны, наполнить централизованные денежные фонды, а с другой - не отбить у налогоплательщика желания заниматься коммерческой деятельностью, иметь недвижимость или обладать иным объектом налогообложения. Именно поэтому налоговое право в современных условиях развития мирового хозяйства и национальных рыночных отношений не может использовать только властные методы, а должно считаться с имущественными правами участников гражданского оборота, неприкосновенностью частной собственности, необходимостью защиты прав и свобод человека <*>.
--------------------------------
<*> См.: Петрова Г.В. Налоговое право. М., 1997. С. 13; Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 17.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Очевидно, все отрасли права используют для отраслевого регулирования и обязывающие, и запрещающие, и дозволяющие нормы. Таким образом, эта нормативная триада носит универсальный характер. При этом удельный вес каждого вида норм, их сочетание и значение для той или иной отрасли различны и определяются прежде всего функционально-целевой направленностью правового регулирования.
Доминирование в налоговом праве обязывающих норм обусловлено публично-правовой установкой обеспечить в качестве приоритетной цели формирование централизованных денежных фондов государства. Налоговая обязанность - центральное звено, ядро налогового права. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие своей собственной инициативы, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, но в силу конституционно-правовой обязанности. Более того, в содержании налоговых правоотношений всегда прямо или косвенно присутствует эта обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. При этом одни налоговые правоотношения (основные) непосредственно выражают эту обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают ее реализацию. Соответственно большинство норм налогового права являются обязывающими и запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.
3. Императивный характер налогово-правового регулирования. Налоговому праву свойственна детальная нормативная регламентация, а также минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения. Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам право самостоятельно регулировать отдельные аспекты своих юридических взаимодействий, сведены здесь к минимуму <*>. Более того, многие из используемых в налогово-правовом регулировании диспозитивных элементов - например залог или представительство - не обладают собственной налогово-правовой природой, а представляют собой применение гражданско-правовых институтов к налоговым правоотношениям. Это и есть те самые "установленные законом" исключения из общего правила, когда гражданское законодательство применяется к властным налоговым правоотношениям (см. статью 2 ГК).
--------------------------------
<*> В качестве примеров диспозитивности можно указать, например, предусмотренные НК возможности для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую

Комментарии к законам »
Читайте также